Сродность и несродность

СРОДНОСТЬ И НЕСРОДНОСТЬ - понятия, характеризующие содержание нравственно-религиозного учения Сковороды. Сродность в самом общем ее выражении - это структурная упорядоченность человеческого бытия, определяемая прежде всего сопричастностью и подобием человека Богу: «Божие имя и естество его есть то же» (Сковорода Г. Соч.: В 2 г. М., 1973. Т. 1. С. 419). Несродность как противоположность сродности есть нерсоналиетическое воплощение греха, людской злой воли, расходящейся с Божьим промыслом. Уклонение от «несродной стати» происходит в результате самопознания, постижения человеком своего духа, природы, предназначения, призвания. Познавшие свою сродность составляют, но Сковороде, «плодоносный сад», гармоническое сообщество счастливых людей, соединенных между собою как «части часовой машины» причастностью к «сродному труду» (сродность к медицине, живописи, архитектуре, хлебопашеству, воинству, богословию и т. п.). В учении о сродности и несродности Сковорода переосмысливает в христианском духе традиции греко-римской философии - человек как мера всех вещей (Протагор); восхождение человека к прекрасному (эрос у Платона); жизнь согласно природе (стоики). Сродность - это близость человеку, его естеству, то, что соответствует его нравственному достоинству, жизненным принципам. Приближение к сродности Сковорода трактует как особую разновидность познания - не доктринального, а практического, одного к применению в жизни, связанного с самостоятельным поиском правды, с «деланием». Сродность - это также своего рода гармония, слияние нравственного и эстетического начал, идеал гармонической жизни, образ поведения совершенного человека, к которому следует стремиться: «Сродность обитает в Царствии Божием». И наконец, сродность - это развитие по органическому типу, обусловленный замыслом Бога процесс, где каждая последующая фаза подготовлена предыдущей и вытекает из нее: «Природа и сродность значит врожденное Божие благоволение и тайный его закон» (Там же. С. 437). Узнать тайные пружины скрытого от глаз механизма развития человека, мироздания и означает, по Сковороде, познать сродность.

М. А. Маслин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 603-604.

Литература:

Зеленогорский Ф. А. Философия Григория Саввича Сковороды, украинского философа XVIII столетия // Вопросы философии п психологии 1894. Кн. 23(3); Табачников И. А. Григорий Сковорода. М.. 1972; Абрамов А. И. Оценка философия Платона в русской идеалистической философии // Платон и его эпоха. М.. 1979; Ушкалов Л. В., Марченко О. М. Нариеи з фiлософii Григория Сковороди. Хaркiв. 1993.