Тор

ТОР -  [в мифологии германцев] бог грома, бурь, плодородия, заступник людей и богов от чудовищ и великанов. Тору (Донару) посвящен четверг. [Donnerstag (нем.) - четверг. Четверг посвящен римскому Юпитеру и славянскому богу громовнику Перуну. Donar (нем.), Puura (др. гер.) - ‘громовник‘. Donner (нем.) - ‘гром‘.]

Чаще всего имя Тора связывают с полями и с дубом.

Тор - ас, сын Одина и Ёрд (Земля). Иначе мать Тора называют Хлодюн или Фьёргюн [Фьёргун - имя, этимологически тождественное имени Перуна, Перкунаса.].

Супругой Тора является золотоволосая богиня Сив. Дочь Тора зовут Труд, а сыновей Магни (Сильный) и Моди (Смелый). Магни родила великанша Ярнсакса.

Живет Тор в небесном Трудхейме. Тор носит рыжую бороду и вооружен молотом [Mjollnir (др. исл.) - общий корень с русским словом молния], первоначально каменным, а впоследствии железным, Молот Тора изготовили карлики цверги, в числе иных сокровищ асов.

В преданиях упоминается и боевой топор Тора, всякий раз возвращающийся к богу. Молот или топор для Тора то же самое, что копьё для Одина и меч для Тюра. Великаны пытаются либо похитить молот, либо добиться, чтобы Тор приехал в их страну без молота и без пояса силы.

Повозку Тора возят два козла - Тангниостр и Тангриснир. [Имена козлов Tanngniostr и Tanngrisnir означают зубовный скрежет. Неиссякаемое мясо козлов Тора это сюжет, близкий кельтскому преданию о неиссякаемом котле бога Дагда. А в Вальхалле эйнхерии пируют, поедая никогда не кончающееся мясо вепря.] Козлы эти служат Тору неиссякаемым источником мяса и после всякой трапезы козлы чудесным образом воскресают.

Однажды Тьяльви и его сестра Рёсква, предоставившие Тору ночлег, во время трапезы, несмотря на просьбу Тора, повредили одну из костей. Козлы, чьи кости кидались в их же шкуры, воскресли, но один козел оказался хромым. [Невольно возникает сравнение с одноногим козлом - eja ekapad, одним из персонажей Ригведы.] Пришлось Тьяльви с сестрой пойти к Тору в слуги. Тьяльви стал сопровождать Тора в странствиях. Но однажды Тора сопровождал бог Тюр. А иногда с Тором путешествует Локи.

Тор стоит на защите Мидгарда, земной обители людей, и защищает Асгард - небесную обитель богов, некогда бывшую городом, стоящим среди древней прародины германцев.

Скальды, поэты германцев, любят излагать предание о том, как Тор ловил рыбу на голову быка, а выловил мирового змея, обитающего в пучине океана. Тор сразится со змеем Ёрмунгандом в последней битве перед концом света. Бог убьет змея, но, пройдя десять шагов, упадет замертво из-за ядовитых укусов.

Тор, главным образом, совершает походы на восток, в страну великанов, в Ётунхейм (или Утгард). Однажды великан Трюм похитил у Тора молот Мьёльнир. Тор облачился в одежды богини Фрейи, будто бы будущей супруги Трюма. А сопровождавший Тора Локи оделся служанкой богини. На пиру представленный невестой Тор прежде всего удивил Трюма аппетитом. А получив для освящения свадебного обряда собственный молот, Тор избил великанов.

Тору и Тюру пришлось добывать у великана Хюмира котел для варки пива, востребуемый на пиру богов у морского великана Эгера. Тюра называют сыном Хюмира.

Великан Гейррёд поймал Локи, бывшего в соколином оперении. Гейрред потребовал у Локи привести к нему Тора без молота и без пояса силы. Великанша Грид, мать бога Видара, ранее вместе с поясом силы дала Тору чудесный посох и железные перчатки. Пояс силы и чудесный посох помогли Тору перебраться через реку Вимур, где Тор в последнее мгновение сумел ухватиться за ветви рябины. Посох помог Тору удержаться на чудесной скамье. Этой скамьёй Тор давит дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор поймал брошенный в него раскаленный брусок железа и убил великана Гейррёда. [Это предание изложено в “Младшей Эдде” и упомянуто скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком.]

Ещё одно предание повествует о том, что великан Хрунгнир в конном состязании опередил Одина. Окрыленный, Хрунгнир в Асгарде перед асами пообещал убить богов и увести Фрейю и Сив. Асы обратились к Тору и он, вместе с Тьяльви, выступил в Ётунхейм навстречу Хрунгниру. Тор разбил голову Хрунгнира молотом. А Тьяльви сумел свалить слепленного из глины для устрашения Тора великана Меккуркальви. [Меккуркальви сближают с персонажем хетто-хурритской мифологии Улликуммом.] При этом Тор был ранен в голову жерновом (точилом, кремнем). Нога поверженного Хрунгнира придавила Тору горло. Ногу великана стащил сын Тора Магни, бывший в возрасте трех ночей. Осколок кремня из головы Тора извлекла было волшебница Гроа, но, узнав от Тора, что скоро вернется её муж Аурвандиль (Тор вынес Аурвандиля из земли великанов на плечах, а отмороженный палец Аурвандиля Тор забросил на небеса, превратив в звезду), Гроа, потрясённая нахлынувшей радостью, перестала произносить необходимые заклинания.

Тор не так простодушен, как это может показаться на первый взгляд. Тор проверяет знания карлика Альвиса (Всезнайки), сватающегося к дочери Тора. Бог выспрашивает Альвиса до рассвета, ибо на рассвете карлик должен окаменеть при первых лучах солнца.

Существует и такое предание о Торе. В походе к великанам в Утгард Тори шедшие с ним Тьяльви и Локи постоянно не справлялись с испытаниями. Тор не может выпить рог, не в силах одолеть Элли, не поднимает с земли высоко кошку. Хуги обгоняет Тьяльви. Логи ест быстрее чем Локи. Позже выясняется, что Хуги это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кошка - мировой змей, вода в роге - океан.

Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 62-63.

Понятие: