Буддийская этика

БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА — нравственное учение буддизма, главная направленность которого — не индивидуальное освобождение от страданий, а спасение других живых существ. "Страданием" (санскр. duhkha) при этом называют не просто физические и душевные тяготы, но любое состояние, не приносящее полной и совершенной удовлетворенности. Поскольку даже самое яркое житейское счастье имеет конец и тенденцию перехода в свою противоположность, то оно также рассматривается как "страдание". Свободу от "страданий", согласно этике буддизма, может обеспечить только полный отказ от стремления к мирским удовольствиям. Вся система буддийской этики направлена на искоренение в индивиде эгоизма посредством внедрения и развития альтруистических взглядов и установок. Сама формулировка религиозной цели как "блага других" уже формирует эти установки. Начинается же воспитание верующего с принятия "пяти обетов мирянина", представляющих собой простые нормы нравственности: "не убивать, не воровать, не лгать, не развратничать, не употреблять алкоголь и наркотики". При этом подталкивание других к совершению подобных поступков и даже просто сочувствие их совершению также считается грехом. Объектом же проступков является не только человек, но и всякое живое существо: убийство комара — тоже преступление. Однако растения в категорию живых существ буддисты (в отличие, напр., от джайнов) не относят. Естественно, отсюда вытекает общебуддийская тенденция к вегетарианству, но, как правило, оно не обретает строгие формы, и у скотоводческих буддийских народов, напр. тибетцев, и вовсе не распространено. Буддизм махаяны развивает далее альтруистические тенденции буддийской этики и, как наиболее тяжкое нарушение из 18 "обетов бодхисаттвы", добавленным к "пяти обетам мирянина", квалифицирует "отказ от желания помогать какому-либо существу". Понятия ненасилия, любви и сострадания приобретают в махаяне (и соответственно в ваджраяне) настолько важное значение, что тяжким нарушением кодекса поведения считается отказ совершить требуемое состраданием действие на той основе, что формально оно относится к числу запрещенных любыми ранее принятыми обетами. То есть в этике буддизма махаяны сострадание является фактором более значимым, нежели любые "священные правила", и это в точности соответствует общебуддийской идее антидогматизма, не позволяющей отождествить смысл религ. учения с рамками тех или иных словесных формул. Этот подход позволил буддизму на протяжении уже 25 столетий оставаться постоянно развивающейся религией, выражающей свои базовые идеи, в том числе и этические, во все новых формах, зачастую внешне "противоречащих" друг другу, но по существу глубоко связанных общебуддийской идеей сочетания мудрости и сострадания для достижения освобождения от страданий и сверхспособностей Будды ради спасения всех существ. 

Л. А. Верховский

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 51-52.