Авторитет (Кондаков, 2007)

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние). Влияние и общее признание, которыми индивид пользуется в той или иной социальной группе в силу своих личностных или интеллектуальных качеств, таких как высокая нравственность, воля, опыт, смекалка, харизма. Как показано в ряде эмпирических исследований, наиболее значимы для организации процесса общения и взаимодействия людей в коллективе такие коммуникативные качества личности, как общительность, сдержанность, доброжелательность, уважительность, доверительность {Васильев Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1977; Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом //Психологический журнал. 1983. № 1). Но из всего многообразия черт личности оцениваются прежде всего те, которые непосредственно важны для укрепления или разрушения коллектива. В соответствии с гипотезой Р. Л. Кричевского ценностные характеристики лидера (свойства личности, способности, опыт), реализуемые им в ходе совместной деятельности и общения с пользой для партнеров и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2). При этом авторитетным может считаться индивид, не обладающий статусом руководителя и не использующий соответствующие полномочия (поощрения или наказания, связанные с институтом власти). Образ авторитета создает в коллективе устойчивую систему ценностно-нормативных ожиданий в отношении поведения каждого его члена. В силу действия законов социальной перцепции построение авторитетного образа может быть подвержено систематическим искажениям («огруппление мышления», гало-эффект и т. д.). Кроме того, для признания за человеком авторитета часто наиболее важны не столько его устойчивые личностные особенности, сколько поведение в конкретных управленческих ситуациях (Филиппов А. В., Ильин Г. Л. Психология и работа с кадрами // Психологический журнал. 1986. № 5). В структуре авторитета можно выделить пять основных подструктур: идейно-политические качества, профессиональная компетентность, организаторские способности, педагогические и морально-этические качества (Журавлев А. Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1988). В расширенном смысле часто говорят об авторитете определенной социальной группы, общественного института или норматива (авторитет церкви, авторитет закона и т. д.).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 9-10.

Литература:

Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972; Чернышев А. С., Уманский Л. И. и др. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения в контактных группах школьников и студентов // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск, 1972; Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Минск: Изд-во БГУ, 1976; Волков И. П. Исследование лидерства как функции групповой задачи. М., 1978; Теоретические и практические проблемы психологин познания людьми друг друга. М., 1979; Чернышев А. С. Специфические особенности организаторов первичных коллективов школьников и студентов // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980; Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.

Понятие: