Сверхдетерминация

СВЕРХДЕТЕРМИНАЦИЯ (фр. surdetermination) - понятие, введенное французским философом Л. Альтюссером в целях уточнения категориального аппарата исторического материализма. Согласно основополагающему принципу исторического материализма, экономическая сфера жизни общества выступает в роли фактора, «в конечном счете» (Ф. Энгельс) детерминирующего и определяющего развитие общества в целом. Эта идея принимает в марксизме форму «теоремы о надстройке», согласно которой во всяком обществе производительные силы и производственные отношения, в соответствии с господствующим в нем способом производства, образуют экономическую структуру общества, его социально-экономический «базис», определяющий все остальные составные части общества, т. е. его «надстройку». Концепция «сверхдетерминации» Л. Альтюссера представляет собой определенное толкование этой теоремы.

Переосмысливая марксову метафору о «переворачивании» гегелевской диалектики, Л. Альтюссер приходит к выводу, что эта процедура касается не только области применения (развитие абсолютной идеи у Г.В.Ф. Гегеля, развитие материальных структур общества у К. Маркса), но и основополагающих структур самой диалектики. Гегелевская концепция диалектики видит в диалектическом развитии абсолютной идеи процесс самодвижения, в ходе которого дух порождает из себя свое собственное содержание и результат которого «в свернутом виде» уже содержится в его начале. С точки зрения Л. Альтюссера, в отличие от гегелевской диалектики марксистская диалектика «нетелеологична» в том смысле, что в ней результат процесса развития не предполагается наличествующим «в свернутом виде» в самом начале. В действительности марксистская диалектика принципиально отличается от гегелевской по своей структуре, причем свое концентрированное выражение это различие находит в понимании общества. В противоположность гегелевскому пониманию общества как «экспрессивной тотальности», всеми своими сторонами выражающей какой-либо простой принцип, лежащий в его основе (например, в Древнем Риме таким простым принципом являлась абстрактная юридическая личность), марксистская концепция общества исходит из представления об обществе как о сложном структурированном целом, состоящем из различных «сфер» или «инстанций», главными из которых являются экономика, политика и идеология. По словам Л. Альтюссера, общество есть «всегда-уже-данное сложное структурное единство». Эта изначальная структурная сложность общества в целом, а также составляющих его сфер и инстанций делает возможной и даже необходимой не только относительную самостоятельность каждой сферы, но и обратное воздействие инстанций политической и идеологической надстройки на экономический базис. Это обратное воздействие инстанций надстройки на базис, без которого невозможно разрешение основного с точки зрения марксизма экономического противоречия между трудом и капиталом, движущего вперед совр. общество, Л. Альтюссер называет «сверхдетерминацией». В силу того, что в обществе это основное противоречие «сверхдетерминируется» другими, второстепенными противоречиями прочих сфер и инстанций, его разрешение всегда обусловлено не одними лишь экономическими моментами, но зависит от совокупного воздействия всех общественных инстанций. Тем самым преодолевается «экономизм», свойственный ряду марксистских теоретиков II Интернационала и идеологам официального советского марксизма. С помощью понятия с. Л. Альтюссер объясняет такие эпохальные исторические события 20 века, не «вписывающиеся» в логику общепринятых толкований марксизма, как революции в России, в Китае, на Кубе и т. д., которые, с его точки зрения, вовсе не являются исключениями, но вполне укладываются в рамки «сверхдетерминированного» развития социальных противоречий.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 177.