Игрушка

ИГРУШКА - условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме; одно из важных средств воспитания и обучения. К игрушке предъявляются определённые педагогические, эстетические, гигиенические требования. Согласно педагогическим требованиям, игрушка должна развивать познавательные способности (и прежде всего воображение); помогать освоиться в привлекательном для детей мире взрослых и действовать в игре, подражая им; формировать у ребёнка любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность; воспитывать художественный вкус ребёнка, побуждать его к творчеству. Игрушка должна содействовать воспитанию чувства коллективизма, вызывать положительные эмоции и чувства у ребёнка, забавлять его.

Будучи, как правило, предметом изобразительного и декоративно-прикладного искусства, игрушка в художественной форме несёт ребёнку образы внешнего мира. Поэтому основное эстетическое требование, предъявляемое к игрушке, - с помощью художественного образа дать характеристику явления, близкую и понятную детскому воображению и восприятию. Этот образ должен вызывать радостные эмоции у ребёнка. Развивая лучшие традиции мастеров народной игрушки, - красочность, декоративность, реалистичность, условность, - художники должны создавать глубоко современные игрушки, отражающие события и явления нашей жизни. «Условная» игрушка должна иметь сходство с предметом, который она изображает, и даже самая похожая игрушка должна быть образом, а не копией предмета. Образ игрушки в значительной мере связан с материалом. Каждый материал требует своей формы, особой степени условности и обобщения. Эстетические требования предъявляются ко всем игрушкам без исключения, так как форма, раскраска, отделка игрушки оказывают большое влияние на формирование художественного вкуса детей.

В гигиеническом отношении игрушки должны быть безопасны, удобны для санитарной обработки и т.д.

Среди игрушек, способствующих умственному воспитанию детей, большое место занимает группа дидактических игрушек, развивающих интеллектуальные способности, формирующих ряд ценных представлений, знаний, умений и навыков. Играя с ними, ребёнок учится распознавать, различать, называть форму, величину, цвет (и оттенки) предметов, знакомится с количественными соотношениями, числом, цифрами, с пространственными понятиями, объединяет (синтезирует) детали в целый предмет, разбирает его на части (анализирует) и т.д. К таким игрушкам относятся с большими оговорками и современные компьютерные средства, дидактические программы которых не выдерживают серьёзной критики.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 254-255.

Понятие: