Опросник (Шапарь, 2009)

ОПРОСНИК — методики, разрабатывающие вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросов: 1) опросы открытые; 2) опросы закрытые; 3) опросы анкетные; 4) опросы личностные. Одна из проблем, с которой сталкиваются составители и пользователи опросов, состоит в следующем: опрос адресуется к самосознанию обследуемого, к его самооценке, однако обследуемый может дать не-достоверную информацию — то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности — из желания угодить либо боясь ответить «не так». Это можно отчасти снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоторых опросов предусматривают специальные вопросы, по ответам на которые можно судить о степени достоверности результатов. Как правило, это вопросы, связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это распространенный, но не единственный способ.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 339.

Понятие: