Нагорная проповедь

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — наставление, с которым, согласно евангелиям (Мф. 5—7 и Лк. 6), Христос обратился к народу, содержащее основные нормы христианской морали. Нагорная проповедь состоит из так называемых заповедей блаженства и других нравственных поучений. В 1-й части перечисляются требования, предъявляемые от имени бога людям, каждое из которых начинается словом «блаженны», и за их соблюдение обещается награда на том свете. Блаженны: нищие духом, ибо их есть царство небесное; плачущие, ибо они утешатся; кроткие, ибо они наследуют землю; алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; милостивые, ибо они помилованы будут; чистые сердцем, ибо они бога узрят; миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими; изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное; поносимые и изгнанные за бога, коим уготована великая награда на небесах (Мф. 5:3— 12). Во 2-й части Нагорной проповеди изложены основы новозаветной морали в форме их противопоставления ветхозаветному кодексу, по схеме «сказано то-то, а я вам говорю иное», например, «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24). А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"». (Мф. 5:38—39). Кроме того, заповедуется творить милостыню тайно, не гневаться, любить врагов своих, не клясться, не судить, не вожделеть к женщине, не разводиться, молиться наедине, не собирать сокровищ, не заботиться о завтрашнем дне, о пище и питье, но прежде всего искать царствия небесного. Позже в посланиях ап. Павла максимализм этих требований был несколько смягчен. Нагорная проповедь дает идеальный образ истинного христианина, изложенные в ней нормы, будучи таковыми, говорят не о сущем, а о должном, в реальной же жизни заповеди чаще всего не соблюдаются, что-либо с сокрушением о всеобщей греховности осуждается, либо как-то оправдывается соответствующими богословскими толкованиями. Но, во всяком случае, Нагорная проповедь дает тот нравственный ориентир, по которому можно судить об отклоненьях от него. Нагорная проповедь вместе с ветхозаветным Декалогом лежит в основе протестантской этики, подвергаясь, впрочем, порой значительному перетолкованию в направлении сближения нравственного идеала Нагорной проповеди, устремленного на мир иной, с реальными посюсторонними интересами верующих. При этом разброс соответствующих интерпретаций в протестантизме достаточно велик – от фумдаменталистско-ригористических до либерально-релятивистских.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 170-171.