Догматическое богословие (Кузнецов)

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ - система фиксации, интерпретации, передачи, объяснения, обоснования и оправдания православной догматики (как комплекса вероучительных истин — догматов). Задача Д.б. — систематическое изложение догматов христианской веры в строгой последовательности, с возможной полнотой, ясностью и обоснованностью. Этим Д.б. отличается от родственной ему церковной дисциплины — истории догматики, задача которой состоит в хронологически достоверном описании формирования церковной догмы. В компетенцию Д.б. входит также определение самого понятия «догмат», выделение различных типов догматов и сравнительное изучение различных типов их систематики. Православный догмат считается: а) богооткровенной истиной, т.е. содержащейся в Священном Писании и Священном Предании; б) истиной, передаваемой и преподаваемой Церковью; в) непререкаемым неизменным правилом спасительной веры. Единственным источником Д.б. признает божественное Откровение (Священное Писание и Предание), а основанием — Никео-Константинопольский символ веры (наряду с ним — Афанасьевский и некоторые другие) и каноны Вселенских и поместных соборов и святых отцов (см. Канон, Православие).

Д.б. допускает выделение следующих типов догматов: а) общие (основные) и частные (основывающиеся на общих). Двенадцать общих догматов называются «членами веры» (…), и их краткие формулировки составляют Никео-Константино- польский символ веры. Частные догматы (…) выводимы из общих или подтверждаются ими; б) раскрытые (explicita) и нераскрытые (implicita). Раскрытые догматы освещены церковной мыслью с возможной полнотой, это, например, тринитарные и христологические догматы, а нераскрытые в подробностях не определены, как догматы о частном суде души и падении злых духов. Нераскрытые догматы подразумевают возможность существования частных мнений — теологуменов; в) непостижимые для человеческого разума (тайны) и постижимые. Тайны основываются на одном только сверхъестественном откровении, поэтому называются чистые (рига), а постижимые догматы носят название смешанных (mixta), поскольку основываются и на откровении, и на доводах разума; г) общие (для православия и других христианских конфессий) и особенные (отличающие православную догматику от католической, протестантской и монофизитской); д) содержащие учение о божественном творении и промысле (например, тринитарные) и содержащие учение о спасении и искуплении (христологические и сотериологические). Одни отражают «ординарное» (ordinario) отношение Бога-Творца к человеку как к любому другому тварному существу, а другие — «экстраординарное» (extraordinario) отношение Бога-Спасителя к падшему человеку. Таким образом, по последнему из указанных типов догматов Д.б. подразделяют на «простое» (…), охватывающее учение о Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру, и «домостроительное» (…), охватывающее так называемое домостроительство спасения. Православное Д.б. критикует разделение догматов на библейские и церковные, поскольку они неразличимы; и на существенные (fiindamen- tales) и несущественные для спасения, которые отвергаются протестантами.

При раскрытии любого догмата Д.б. сначала приводит его каноническую формулировку, затем — необходимые и достаточные текстологические подтверждения из Священного Писания (Нового Завета и канонических книг Ветхого Завета) и Священного Предания. Кроме того, Д.б. апеллирует к доводам разума, обращаясь при необходимости за помощью к церковным и светским наукам; соотносит свои систематические построения с данными смежных дисциплин, например с историей догматики, и демонстрирует роль догмы в формировании идеала высоконравственной христианской жизни.

В истории православного Д.б. традиционно выделяют три периода: ранний (II— VIII вв.), заканчивающийся фундаментальной систематизацией христианской догматики в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина (ок. 675—753 или 780 г.); средний (VIII-XVII вв.), завершаемый творчеством Петра Могилы (ум. в 1647 г.), чье «Православное Исповедание» получило статус символической книги после исправления ее на Киевском (1640) и Ясском (1643) поместных соборах, и поздний. К последнему периоду относится «Исповедание Православной веры» иерусалимского патриарха Досифея, ставшее символической книгой на Иерусалимском поместном соборе 1672 г. и более известное как «Послание Восточных Патриархов о Православной Вере», творчество митрополита Московского Макария и архиепископа Черниговского Филарета — авторов двухтомных трудов «Православно-догматическое богословие» и «Православное догматическое богословие», епископа Сильвестра, написавшего пятитомный труд «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов», протоиерея Н. Малиновского — автора фундаментального четырехтомного труда «Православное догматическое богословие» и двухтомного «Очерка православного догматического богословия», митрополита Московского Филарета (Дроздова), чей «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» также стал считаться символической книгой, т.е. эталонным пространным истолкованием Никео-Константинопольского символа веры. Из авторов второй половины XX в. можно назвать протопресвитера Михаила Помазанского, чье учебное пособие «Православное догматическое богословие в сжатом изложении» до сих пор не потеряло своей популярности, архимандритов Алипия и Исайю и многих других.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 144-145.