Декаляж (Кондаков, 2007)

ДЕКАЛЯЖ (от фр. decalage — расхождение, расклинивание). Теоретическое понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, обозначающее повторное появление познавательных структур в процессе развития. Виды: вертикальные декаляжи; горизонтальные декаляжи. Так, вертикальные декаляжи представляют собой повторение на новом уровне развития таких интеллектуальных феноменов, которые были преодолены на предшествующем уровне. Речь идет о применении ребенком различных операций к одинаковому содержанию и вместе с тем о том, что в основе деятельности на разных стадиях интеллектуального развития за очевидным различием лежит что-то общее. Так, например, младенец начинает узнавать объект вне зависимости от той пространственной позиции, в которой он находится по отношению к нему. Лишь значительно позже, в среднем детском возрасте, он научается мысленно представлять себе систему возможных точек зрения на этот объект, не совершая при этом никаких действий. Познавательные структуры при этом имеют определенное формальное сходство (координация перспектив) и одно и то же содержание (воспринимаемый объект), но в первом случае решение задачи осуществляется в сенсомоторном плане, а во втором — в символическом, с помощью представлений. Считается, что это свидетельствует о постепенной дифференциации типов группировок (практических, логических, инфралогических). Горизонтальные декаляжи представляют собой повторение интеллектуальных феноменов в пре делах одного и того же уровня развития интеллекта, что свидетельствует о запаздывании группировок, относящихся к разному содержанию. Познавательные структуры уровня остаются неизменными, но их применение к разному содержанию осуществляется по-разному. Особенно наглядны проявления горизонтальных декаляжей при овладении детьми понятиями: чем более доминирует внешняя картина соотношения вещей, тем медленнее идет формирование соответствующих понятий. Так, дети к 7-8 годам оказываются способны располагать предметы по их длине или размеру, к 9-10 годам — по весу и лишь к 11-12 годам — по объему.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 164.

Литература:

Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.

Понятие: