Августинцы (РИЭ, 2015)

АВГУСТИНЦЫ — монашеские ордена католической церкви (августинцы-каноники, августинцы- эремиты, ассумпционисты, бонифратры, доминиканцы, госпитальеры, премонстранты, сервиты и др.), следующие уставу св. Августина (Regula Sancti Augustini), представляющему собой корпус различных по времени создания текстов, приписываемых традицией Гиппонскому епископу и датируемых периодом между IV—VII веков, а также сопровожденных подлинными эпистолами святых (например, письмом, помещенным в начале устава Regularis informatio). Устав св. Августина, дошедший в несколько отличных друг от друга вариантах (Ordo monasterii, Praeceptum, Obiurgatio и Regularis informatio, среди которых выделяется так называемое «Предписание» (Praeceptum) — правило, составленное в конце IV века Блаженным Августином) и значительном числе рукописей, оказал глубокое влияние на развитие средневекового монашества. Начиная с XI века широкое хождение в Западной Европе получили не только Regula Sancti Augustini, но также уложения и установления, созданные в VIII—IX века на основе значительной переработки в духе времени текста устава св. Августина (Institutio Canonieorum Амалария Мецкого). Августинцам характерно соединение принципов созерцательной жизни, ориентированной на «внутреннее делание» и духовное совершенствование, и активного участия в религиозной сфере общества — служения людям, несения просвещения и спасения страждущих. Августинцы, не замыкаясь, подобно представителям древних орденов, в стенах монастыря, проповедовали идеалы любви, воздержания и смирения; их воззвание к аскезе находило отклик среди простых людей и ученых мужей. К августинцам принадлежат крупнейшие философы и теологи эпохи Средневековья — Гильом из Шампо, Эгидий Римский и др.

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 65.

Литература:

Chatillon J. Le mouvement canonical au Moyen Age. Reformes de l'Eglise, spiritualite et culUire. Turnhout et Paris, 1992;

Verheijen L. La Regie de saint Augustin. P., 1967. Vol. I—II.