Барды (РИЭ, 2015)

Барды советские, в СССР исполнители песен под гитару, часто собственного сочинения (авторская песня). Бардовское движение возникло в студенческой и туристической среде в 1950-х. Полулегальные концерты и распространение магнитофонных записей песен получили широкое распространение в конце 1950-х — начале 1990-х. В 1959 прошел первый фестиваль самодеятельной песни, организованный студентами Московского энергетического института. Фестиваль стал ежегодным. В 1966 возник Московский клуб самодеятельной песни (КСП), затем КСП возникли в десятках городов СССР.

Авторская песня обычно не подвергалась цензуре и потому была более свободной и критичной, чем песни официально признанных исполнителей. В бардовской среде выделились романтическое и сатирическое течения, но четкой грани между ними не было. Массовую популярность приобрели песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, С. и Т. Никитиных, А. Галича, Ю. Кима и др. Некоторые их песни попадали в советские фильмы и телепередачи. Проводились как легальные, так и нелегальные бардов­ские концерты.  Менее известные исполнители участвовали в движении КСП, проводивших свои слеты, а в 1969—1980 — ежегодный общесоюзный Грушинский фестиваль с количеством участников до 100 тыс. чел. В некоторых регионах СССР КСП сформировали организационную структуру, которую не контролировали партийные и государственные органы. Группы, организованные в «кусты», проводили закрытые концерты в лесу, где исполнялись песни и композиции в том числе с острой критикой ситуации в СССР. Всего в мероприятиях КСП участвовало до 2 млн чел. Последний всплеск бардовского движения произошел во время Перестройки, в 1986 был возобновлен Грушинский фестиваль.

А. В. Шубин.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 332-333.

Литература:

Авторская песня. Антология / Сост. Д. А. Сухарев. Екатеринбург, 2003;

Грушинский. Книга песен. Куйбышев, 1990;

Каримов И. М. История московского КСП. М., 2004;

Шубин А. В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М., 2008.

Понятие: