Аутопойэсис

АУТОПОЙЭСИС (от греч. auto - само и poiesis - созидание) - понятие, используемое в теории социальных систем Н. Лумана, в свою очередь разработанной в соответствии с логикой различений Дж. Спенсера-Брауна и концепцией аутопойэсиса У. Матураны. Под системой у Н. Лумана понимается совокупность таких элементов, которые порождаются самой системой как нечто отличное от окружающего их мира. Клетки в их взаимодействии порождают клетки и одновременно - живые системы. Мысли или переживания порождают мысли и переживания и образуют системы сознания. Коммуникации требуют присоединения других коммуникаций и образуют системы коммуникаций. Под элементом, таким образом, подразумевается некоторая операция, а не нечто предметное или вещественное. Эти системы для своих операций, конечно, требуют затрат энергии, включены в каузальную связь и поэтому в каком-то смысле являются открытыми. Без мозга, нервной системы и тела сознание существовать не может, но не они определяют связи переживаний и мыслей. Можно сказать, что мысли вытекают только из мыслей, а не из мозга, и поэтому системы являются замкнутыми. Важнейшим следствием такой интерпретации систем в радикальном конструктивизме стало изменение представлений о структуре. Структура системы - это средство ограничения допускаемых в системе отношений. Структуры суть «значимости», «связи», «ожидания», «повторяемости» - все то, что, ограничивая подсоединение потенциальных элементов, ускоряет коммуникацию. Структура состоит из отрицаний, из возможностей сказать «нет», из тех механизмов, которые делают возможным подсоединение (актуализацию) одного системного элемента и потенциализацию или отрицание всего остального мира. И именно это «нет» удваивает мир, делает возможным существование его как в позитивной, так и в негативной редакции (в виде ложного, некрасивого, незаконного, нелюбимого, лишенного власти и денег и т.д.). Это «нет» делает возможным существование контекста или горизонта системы, а следовательно, делает возможным конструирование мира.

Под структурой понимаются средства, обеспечивающие продолжение аутопойэсиса. Общество интерпретируется Н. Луманом как аутопойэсис коммуникаций. Чтобы аутопойэсис не заканчивалась, обществу требуются своего рода «рифмы», т.е. средства связи «поэтических» предложений. В обществе такими средствами связи и одновременно конструирования выступают смысловые медиумы коммуникации - истина, власть, право, деньги, прекрасное, любовь. Но если элементом конструирующей саму себя систему становятся мгновенные события, как же в таком случае обеспечивается самоконструирование, или аутопойэсис, системы, ведь она живет лишь одно мгновение? Дело в том, что некоторые из этих операций, угасая, успевают обеспечить себе подсоединение следующих. Они обладают подсоединительной способностью, которая интерпретируется как смысл. Смысл имеет все то, что подсоединилось, встроилось во временную последовательность событий. Смысл понимается не в герменевтическом (Герменевтика), семантическом (Семантика) или логическом аспектах, а как средство связывания или конструирования системных операций. Также как и У. Матурана, Н. Луман полагает, что система познает тем, что существует или продолжается. Ведь существовать - значит выбирать именно те элементы в горизонте возможных, которые неким осмысленным образом связаны с предыдущими, Наблюдение (и коррелятивные ему процессы различения, отрицания, познания) отождествляется с селекцией следующих состояний или операций системы. Онтологически система никаких структур не имеет, являясь лишь последовательностью вспыхивающих и тут же угасающих событий. Всякая же длительность или временная стабильность есть собственная конструкция системы. Тот факт, что система длится, что она имеет прошлое и будущее, - всего лишь моментальная мысль (в системе сознания) или тема обсуждения (в коммуникации), возможные благодаря актуализации смыслового различения прошлое/будущее, которое обеспечивает интеграцию (подсоединение) ментальных событий или коммуникативных актов.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 122.

Понятие: