Городская агломерация (ДЭС, 1985)

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomero - присоединяю, накапливаю, нагромождаю). Компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную многокомпонентную динамическую систему. Как целостное территориально социально-экономическое образование городская агломерация возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). Выделяются моноцентрические (одноцентровые) городские агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне (или в так называемой внешней, периферийной, зоне городской агломерации - пригороды, города-спутники и т. п.), и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические (многоцентровые) городские агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных городов-центров (см. Конурбация). Пригородная (периферийная) зона городской агломерации служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития, в полицентрической городской агломерации представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер.

Городская агломерация отличаются высокой степенью территориальной концентрации производительных сил, в первую очередь промышленности, инфраструктурных объектов, научных и учебных учреждений, а также высокой плотностью населения; оказывают сильное преобразующее влияние на окружающую территорию, видоизменяя ее экономическую структуру и социальные аспекты жизни населения; характеризуются высокой степенью комплексности хозяйства и взаимосвязанности расселения населения. Указанные черты городской агломерации обусловливают специфику их развития как многофункциональных центров национального (общегосударственного) значения со специализацией на наиболее сложных, наукоемких отраслях народного хозяйства.

Городскую агломерацию можно рассматривать одновременно как подсистему народно-хозяйственной системы размещения производства и соответствующей системы расселения. Городская агломерация (вместе с крупными городами еще не ставшими ядрами городских агломераций) и соединяющие их магистрали (полимагистрали) составляют опорный каркас расселения. При этом городские агломерации - наиболее активные, динамичные звенья этой системы.

Формирование городских агломераций является результатом объективных процессов экономического и социального развития, в частности процесса углубления территориального разделения труда; способствует более полному использованию выгод экономико-географического положения и предпосылок роста крупного города вместе с окружающим его ареалом. Экономические предпосылкой относительно быстрого развития городских агломераций являются преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения населения (вызывающие так называемый эффект ближних связей, или агломерационный эффект): высокая степень концентрации и диверсификации производства; концентрация квалифицированных кадров, тесная связь производства с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры.

Нерегулируемое развитие городских агломераций ведет к ряду негативных последствий: загрязнению окружающей среды, перегрузке транспорта, острому дефициту водных ресурсов и др. В капиталистических странах неупорядоченное гипертрофированное развитие ряда городских агломераций достигло критического состояния (см. Гиперурбанизация). В промышленно развитых капиталистических государствах рост большинства крупных городских агломераций осуществляется главным образом за счет разрастания их пригородных зон (см. Субурбанизация); в некоторых районах срастание значительного числа соседних городских агломераций приводит к образованию мегалополисов. Плановое ведение хозяйства при социализме создает предпосылки управления ростом городских агломераций, ослабления присущих им негативных свойств, более полного использования заключенного в них экономического потенциала. В СССР политика управления развитием городских агломераций включает меры целенаправленного планирования выполняемых ими народнохозяйственных функций и их масштабов, большое значение придается также градостроительным и планировочным методам.

В разных странах мира в зависимости от степени развития процесса урбанизации, особенностей размещения производства и расселения населения выделение (делимитация) городских агломераций осуществляется на основе различных критериев (см., например, Метрополитенская территория). Согласно методике, разработанной при составлении «Генеральной схемы расселения на территории СССР до 2000 г.», ЦНИИП градостроительства Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (1984), группа взаимосвязанных поселений выделяется в качестве сложившейся или складывающейся городской агломерации, если людность наибольшего из образующих ее городов составляет не менее 100 тысяч человек, а в тяготеющем к нему ареале группового расселения (очерченном изохроной 2-часовой доступности всеми видами общественного наземного и водного транспорта) расположены, как минимум, еще 2 городских поселения. При этом в состав выделенных городских агломераций также включаются горские и сельские поселения, находящиеся в подчинении районных (городских) Советов народных депутатов, если центры соответствующих единиц административно-территориального деления расположены в пределах 2-часовой транспортной доступности центрального города (в полицентрических городских агломерациях - крупнейшего из центральных городов). В СССР выделялось (1979) 193 городских агломераций, из них: людностью 100-250 т. ч.- 15; 250-500 т. ч.- 69; 500-1000 т. ч.- 74; 1-2 млн. ч.- 29; св. 2 млн. ч.- 6. В пределах этих городских агломераций проживало 146 008,5 т. ч. (55,6% всего населения страны), в т. ч.: городское население - 114 513 т. ч. (70% всего городского населения СССР), сельское население - 31 495,5 т. ч. (31,9% всего сельского населения).

В советской специальной литературе под термином «городская агломерация» иногда традиционно подразумевается территория сплошной (с разрывами не более 5 км) городской застройки.

Г. М. Лаппо.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР, М. 1978.

Понятие: