Гетерогенность

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ (греч. heterogenes - разнородный, принадлежащий другому роду) - разнородность элементов, которые невозможно включить в некоторое единство, объединить в рамках общего родового понятия. Гетерогенность представляет собой противоположность гомогенности - соизмеримости различных элементов в рамках заданной структуры и возможности их сведения к некоему универсальному эквиваленту. Принцип гетерогенности возникает в философии 20 века как противовес принципу гомогенности познания, основанному на традиционной метафизике единоначалия и христианской теологии. В классической мысли принцип гомогенности наиболее ярко представлен трансцендентальным единством апперцепции И. Канта и диалектикой Г.В.Ф. Гегеля. Гегелевская система абсолютного духа предполагает опосредование, обеспечивающее единство сознания и бытия в становлении. В 1930-х годах Ж. Батай разрабатывает проект гетерологии - «науки о совершенно ином», фундаментом которой служит дуалистическая онтология, не допускающая редукции материи к сознанию и определяющая такую редукцию как философский идеализм. Постулируя невозможность тождества и диалектического синтеза, Ж. Батай представляет отношение между субъектом и объектом как абсолютный разрыв, требующий нового метода философствования. Научное познание, оперирующее абстракциями, Ж. Батай считает одной из функций гомогенности. Гетерогенными он называет элементы, не поддающиеся ассимиляции и подрывающие устойчивость гомогенной структуры. Гетерогенная реальность, по мысли Ж. Батая, подобна бессознательному, в котором противоположности сосуществуют и не означают логического противоречия. Вслед за Э. Дюркгеймом Ж. Батай применяет принцип гетерогенности к анализу социальных феноменов. В последующей философии принцип г. представлен, в частности, теорией различия Ж. Деррида и ризоматикой Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 131.