Знания (Рапацевич, 2006)

ЗНАНИЯ - результаты процесса познания действительности, отражающие её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т.д. 3. фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков и могут быть: донаучными, житейскими, художественными, религиозными и научными. 3. иногда рассматривают как содержание памяти, мышления и воображения, построенное по типу технологической идеи: его можно претворить в вещь, процесс, прибор, т.е. бесконечное число раз воспроизвести в форме объекта. 3. всегда рецептурно: указывает возможные способы действия с объектами, описывает эти действия, имеет вид рецепта поведения человека и его обращения с миром знаемых вещей. Различают глубину и широту 3., степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенностей, закономерностей, а также степень детализованности. 3., являясь составной частью мировоззрения человека, в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.

Неотъемлемые качества подлинных 3. - их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, чётким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений, их закономерностей, умение не только назвать и описать, но, где надо, и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязь и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них. Одна из первостепенных задач школы - борьба с формализмом 3. учащихся, с нередко наблюдаемой подменой конкретных, содержательных знаний чисто словесными формулировками и обозначениями, за которыми не стоит развёрнутое предметное содержание и которые лишь механически заучиваются и затем механически воспроизводятся по памяти. Особенно часто формализм в усвоении 3. отмечается при усвоении обобщённых знаний, т.е. общих положений, принципов, закономерностей. В случае их формального усвоения они не могут в дальнейшем применяться учащихся к конкретным фактам и явлениям, поскольку применение 3. на практике требует их высокой осознанности, осмысленности, глубокой содержательности. Наиболее действенным путём преодоления формализма 3. является объединение с самого начала усвоения и практического применения 3. Это значит, что усвоение правил, законов, понятий должно происходить в процессе выполнения практических задач, на основе организации собственных действий учащихся с типовыми вариантами изучаемого материала. Другими эффективными средствами проверки наличия у школьников осмысленных, осознанных 3. являются: изложение учащихся того, что изучено ими, собственными словами, иллюстрирование усвоенных общих положений конкретными, самостоятельно приводимыми примерами, решение разного рода творческих задач, требующих применения данных 3. к конкретным фактам.

3.играют важнейшую роль во всей умственной жизни людей. Хотя умственное развитие не сводится к приобретению 3., однако наличие 3. и правильно избранный путь их усвоения - первостепенная предпосылка умственного развития. Познавательная активность, рациональные приёмы работы над материалом способствуют умственному развитию и не теряют своего значения даже тогда, когда конкретные 3. оказываются забытыми.

Общество требует от школы обеспечения прочных, обширных 3., расширяющих кругозор человека, формирующих глубину понимания им действительности и умение пользоваться своими 3. Первая функция 3. и состоит в том, что они служат основой представлений о действительности. Задача школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников общую картину мира на уровне современной науки, ибо чем более четко она складывается в сознании человека, тем шире область понимания им действительности и сфера ориентировки в ней. Вторая функция 3. состоит в их роли ориентира при определении человеком направления своей деятельности - практической или духовной. Зная законы, тенденции развития явлений и умея их объяснить, человек избирает способы и принципы действий в соответствии с этими 3. Определённые 3. характеризуют нормы практической и познавательной деятельности в виде правил, указаний, алгоритмов и т.д. Наконец, 3. служат базой формирования отношения к объектам действительности. Это их третья функция. Каждая из перечисленных функций 3. требует овладения рядом качеств и видов 3. Одним из упущений в практике обучения является игнорирование тех или иных видов 3. в содержании учебного предмета.

Можно выделить следующие виды 3.: основные термины и понятия, без которых нельзя понять ни одного текста, ни одного высказывания; факты повседневной действительности и научные факты, без знания которых нельзя понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных 3. об определённой совокупности объектов и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; информация о способах деятельности, методах познания и истории получения 3., т.е. методологические 3.; оценочные 3., сведения о нормах отношения к различным явлениям жизни.

В обучении важно обеспечить знакомство учащихся со всеми видами 3. Готовясь к уроку, теме, учитель проверяет, какие виды 3. в данной теме существенны, какие из них и в какой форме можно представить. Следует учитывать при этом два обстоятельства. Первое из них состоит в том, что не все учебные предметы в равной мере включают все виды 3. Так, есть ряд предметов (языки, черчение), содержащих больше правил, чем теоретических и методологических 3. Основы наук (физика, химия, биология, история, география и др.) содержат больше, чем другие предметы, теоретических и методологических 3. Гуманитарные дисциплины в большем объёме, чем естественные, дают 3. о нормах оценочного отношения. Описательные науки богаче др. изложением фактов. Однако учитель призван уточнить, какие виды 3. может и должен дать тот или иной учебный предмет. Разумеется, что все виды 3. вводятся не сразу - некоторые из них (методологические, обобщённо-теоретические по преимуществу) становятся достоянием учащихся лишь в средних и старших классах.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 242-244.

Понятие: