Психологическая мысль

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII веку, когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются значительно раньше. Предысторию русской психологической мысли составляют взгляды на человека и его душевную жизнь, которые складывались в древней и средневековой Руси до XIV века. Появление сочинений, в которых поднимались эти вопросы, связано с введением в X веке христианства. Их изложение идет в русле богословско-философской мысли. Первоначально это были в основном переводные сочинения, причем труды как христианских писателей, так и античных мыслителей («Диалектика», «Слово о правой вере» и «О страстях» византийского богослова VIII века Иоанна Дамаскина; «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского; «Изборники» 1073 и 1076 годов и др.). Они включали знания о душе, развиваемые в рамках христианского вероучения, вместе с тем в них имели место реалистические, основанные на жизненных наблюдениях описания психологических фактов.

Первые опыты в создании оригинальной отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского. Его «Устав», написанный как наставление монахам, включает трактат о человеческих страстях и содержит тонкие наблюдения. Выделяются стадии в развитии страстей, даются практические советы по овладению ими на разных этапах их развития. В 1-й половине XVI века в сочинениях Максима Грека и других авторов делается шаг в направлении рационального освещения проблем сущности души, познавательной деятельности, страстей, воли. В XV-XVI веках в связи с распространением ересей (стригольников, «нового учения» Феодосия Косого и др.) появляются соч., в которых в ортодоксально-христианское понимание души вносятся существенные коррективы, а некоторые авторы доходят до признания ее смертности. В XVII веке психология становится отдельным от богословия предметом преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Сохранились рукописи читаемых в Киевской академии психологических курсов. Среди них - «Трактат о душе» профессора философии И. Гизеля (1645-1647), «Психология, или Трактат о душе» профессора философии Стефана Яворского (1693) и «Психология, или Трактат о душе» профессора И. Поповского (1702). В ряде идей они созвучны западноевропейской мысли (например, взгляды Гизеля на роль ощущений как источник разумного познания сходны с учением Дж. Локка и др.).

Первые руководители и преподаватели Славяно-греко-латинской академии - братья Лихуды в своих лекциях по психологии выступали истолкователями трактата Аристотеля «О душе» на основе комментариев, написанных Фомой Аквинским. В XVIII веке на базе складывающихся веками воззрений на природу души в связи с развернувшимся в России просветительским движением, с решением практических задач в области воспитания и обучения формируются достаточно целостные психологические представления. Исходя из признания зависимости психического развития человека от просвещения и обучения, разрабатывал психологические идеи Татищев («Разговор о пользе наук и училищ», 1733; «Духовная моему сыну», 1733). Ломоносов, отправляясь от практических нужд своего времени, в работах по физике и риторике дал материалистическую трактовку ощущений и восприятий, выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения («Слово о природе света», 1757). Оригинальными являются рассуждения Ломоносова о воображении и страстях, развиваемые им в связи с вопросами ораторского искусства («Краткое руководство к риторике», 1744 и 1748). Козельский в своих философских и психологических взглядах («Философские предложения, 1768) следовал Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. А. Гельвецию, нередко критически относясь к ним (в частности, осуждал призыв Руссо к «натуральной простоте»), Новиков в своей публицистике отразил наиболее спорные вопросы о природе души, особенно в связи с рассмотрением психофизической проблемы.

В 1796 году опубликована первая русская книга, специально посвященная психологии, - трактат И. Михайлова «Наука о душе». Систематизируя психологические знания в духе англ. эмпиризма, он дал описание фактов душевной жизни, охарактеризовал чувственное познание, указав на его зависимость от воздействий предметов внешнего мира на органы чувств, от степени их интенсивности. Радищев в своем главном философском сочинении «О человеке, о его смертности и бессмертии» стремился ответить на кардинальный вопрос о том, что по своей природе есть душа и возможно ли ее предсуществование и бессмертие. Большое место в его труде занимают проблемы развития психики, роли воспитания в развитии разума, специфики психологии человека в сравнении с животными, к-рая усматривается не только в телесных различиях (вертикальная походка, развитой мозг и т. п.), но связывается прежде всего с особенностями человеческого бытия (например, с взаимоотношениями между людьми). На развитие русской психологической мысли 1-й половины XIX века значительное влияние оказали идеи немецкой идеалистической философии, особенно Шеллинга и Гегеля.

В это время выходит ряд трудов по психологии: Велланский Д. М. Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные очертания всеобщей физиологии, 1812; Он же. Физиологическая программа о внешних чувствах, 1819; Любовский П. Опытное душесловие, 1815, Галич А. И. Картина человека, 1834; Новицкий О. Руководство к опытной психологии, 1840, и др. В этих трудах в значительной степени под влиянием идей Шеллинга человек и его качества рассматриваются в антропологическом плане в связи с явлениями физического мира, а сама душа предстает в единстве всех ее начал - представлений, страстей, воли и др. В них немало фактических данных. И вместе с тем в изложении большое место занимают широкие аналогии, предположения, метафизические размышления.

В книге Галича содержится большой материал по проблемам мотивации, страстей как оснований поступков, в которых происходит объективация субъективной жизни человека, обнаруживается этическая направленность его поведения. Галич подчеркивал оригинальность русской психологической мысли, высоко оценивая произв. Михайлова, Любовского, Козельского. Во 2-й половине XIX века в связи с успехами естествознания, особенно в физиологии нервной системы и органов чувств, психология выделяется в самостоятельную науку - область знания о психических явлениях и процессах, получаемого с применением научных методов исследования, возникает экспериментальная психология. Сложный, неоднозначный процесс оформления психологии в самостоятельную науку происходил в России. Влияние на развитие психологических идей оказывали различные направления философской мысли: взгляды как философов-материалистов (Белинского, Герцена, Добролюбова. Черныгиевского, Антоновича), так и представителей религиозной философии (А-а И. Введенского, Н. О. Лосского, Грота, Лопатина, Франка и др.) Важным источником философско-этической и психологической проблематики в России была также художественная литература. Под влиянием достижений в области филологии и лингвистики (В. И. Даль, Потебня) глубокую разработку получили психологические проблемы сознания и мышления в их соотношении с языком, продолженные затем в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского и Шпета. Благодаря успехам естествознания в России (К. Ф. Рулье, К. М. Бэр, И. И. Мечников. Тимирязев, Сеченов и др.; здесь сыграла роль и антропологическая философия Чернышевского) возникает естественно-научное направление в русской психологии, в наибольшей мере отразившее специфику отечественной психологической мысли и оказавшее влияние на мировую психологию.

В полемических статьях Юркевича, посвященных анализу проблем совр. философии и психологии («Язык физиологов и психологов», 1862; «Из науки о человеческом духе», 1860), написанных по поводу психологических взглядов Чернышевского и ст. Антоновича «Современная физиология и психология» (1862), критикуется материалистический подход к трактовке психических явлений. В попытке рассматривать психологию по образцу естествознания Юркевич усматривал опасность сведения психологии к физиологии и в противопоставление к этой позиции отстаивал идею психологии как науки о внутреннем чувстве. Подобных взглядов на психологию как область знания, основанную на самонаблюдении, придерживались Владиславлев («Современные учения о душе», 1866; «Психология», 1881), Г. Е. Струве («Самостоятельное начало душевных явлений», 1870), Кавелин («Задачи психологии», 1872). Критикуя умозрительный характер психологических построений в духе нем. идеализма и сочувственно относясь к тем, кто, защищая единство психологии и естественных наук, требовал «приноровления к природе духа методов физических наук», Троицкий отстаивал позицию эмпиризма и ассоцианизма («Немецкая психология в текущем столетии», т. 1 - 1867, т. 2 - 1883; «Наука о духе», 1882). По его инициативе в 1885 году было создано Московское психологическое общество при Московском университете, ставшее крупным центром разработки и популяризации психологических знаний в России (закрыто в 1922 году). Общество развернуло широкую издательскую деятельность, частью которой явилось основание в 1889 году Грогом журнала «Вопросы философии и психологии» (последняя 141/142-я кн. вышла в 1918 г.).

В работе «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880), посвященной исследованию проблемы чувств, Грот отстаивал линию на самостоятельность психологии и выдвинул теорию психического оборота - новое понимание психических процессов как актов, включающих 4 фазы, завершающихся действием во внешней среде. Сеченов выступил с первой в России конкретной программой создания психологии как самостоятельной науки, основу которой составила его рефлекторная концепция психического. В этой программе, вызвавшей оживленную полемику (Кавелин. Самарин), заложены основы объективного и детерминистского анализа психической деятельности, позволившие разработать новое понимание психического, противостоящего представлению о нем как объекте интроспекции (самонаблюдения). Рефлекс трактовался Сеченовым как целостный, психически регулируемый акт поведения, связывающий организм со средой («Рефлексы головного мозга», 1863). Это означало рассмотрение психического по типу рефлекторного процесса, берущего начало во внешнем воздействии, продолжающегося центральной деятельностью и завершающегося движением, поступком, речью и др. Благодаря этому психология определялась как наука не о фактах сознания как таковых, а о происхождении (в смысле протекания) психических деятельностей («Кому и как разрабатывать психологию», 1873). При этом важнейшая роль отводилась генетическому методу, позволяющему проследить становление сознания и тем самым объяснить его. Подход Сеченова к научному познанию психического получил дальнейшее развитие в нескольких крупных научных школах в отечественной науке: в учении Павлова о высшей нервной деятельности, в объективной психологии и рефлексологии Бехтерева сравни тельной психологии В. А. Вагнера, учении о доминанте Ухтомского. Открытые Павловым законы высшей нервной деятельности, понятия условного и безусловного рефлексов, первой и второй сигнальных систем и др. составили прочную естественнонаучную основу психологических знаний. В психологической концепции Бехтерева, претерпевшей су шест венную эволюцию (экспериментальная психология, 80-90-е гг. XIX в.; объективная психология, 1904; рефлексология, 1917), намечена программа объединения различных наук - неврологии, психиатрии, анатомии и физиологии мозга, психологии, синтез которых призван составить комплексное знание о человеческой личноети в ее проявлениях Объективный естественно-научный анализ поведения человека, его психики описывался в понятиях «соотносительной деятельности», элементом которой является сочетательный рефлекс.

Опираясь на эти представления, психолог А. Ф. Лазурский развил оригинальный взгляд на развитие личности и методы ее исследования («Классификация личностей», 1922). Идеи объективной биологической психологии отстаивал Ланге, один из основоположников экспериментальной психологии в России. В «Психологических исследованиях» (1893), используя экспериментальный метод, он выдвинул концепцию восприятия как фазового процесса и теорию волевого внимания.

В 1896 году Ланге открыл психологическую лабораторию при Новороссийском ун-те (Одесса). Психологические лаборатории в гот период были созданы в разных городах России при практических учреждениях, в основном - в психиатрических клиниках (в Казани - Бехтерев, Москве - С. С. Корсаков и А А. Токарский, Киеве - И. А. Сикорский, Юрьеве (Дерпте) - В. Ф. Чиж. Харькове - П. И. Ковалевский и др.).

Существенно отметить, что с психологами тесно сотрудничали психиатры и невропатологи: Н. Н. Баженов. Корсаков, В. П. Сербский, Ганнушкин, Г. И. Россолимо и др. В деятельности многих из них большое место занимала психология (напр., описание основных типов патологических характеров в монографии Ганнушкина «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика», 1933), на психологию опирался в своей психиатрической практике Корсаков («К психологии микроцефалов», 1894; «Болезненные расстройства памяти и их диагностика», 1890, и др.). Формируются прикладные направления: педагогическая и детская психология, что свидетельствует о необходимости для педагогики основываться на изучении психического мира ребенка. Важную роль здесь сыграли психолого-педагогические труды педагогов, особенно К. Д. Ушинского, Пирогова и их последователей (А. П. Нечаев, Н. Е. Румянцев, П. Ф. Каптерев, Сикорский, Г. Я. Трошин). Существенное направление прикладных исследований составила патопсихология и дефектология (Россолимо, Чиж, С. А. Суханов, А. А. Крогиус).

Психология распространилась и на другие области социальной практики. Сосуществование в рус. психологии разных направлений - эмпирического интроспективного, различных течений в рамках философской психологии («психология без всякой метафизики» Введенского, волюнтаристическая психология Н. О. Лосского, философская психология Лопатина и Франка), с одной стороны, и естественно-научно ориентированных концепций - с другой, было свидетельством раскола психологии, ее кризиса. В кн. «Дута человека» (1917) Франк предпринял попытку снять противостояние разных течений и восстановить психологию в ее старом смысле как науку о душе. Эта попытка была оценена как возврат к умозрительной метафизической психологии (Радлов, Выготский).

Важная роль в становлении и развитии отечественной психологии принадлежит Челпанову. Его психология - вариант эмпирической интроспективной концепции, основу которой составляет теория параллелизма психических явлений и физиологических процессов («Мозг и душа», 1900), самонаблюдение в сочетании с экспериментом и др. методами. Челпанов основал первый в России Психологический институт при Московском университете (1912), на базе которого развернулись широкие научные исследования и осуществлялась подготовка кадров профессиональных психологов, многие из них в дальнейшем стали видными психологами (А. А. Смирнов, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, Н. Ф. Добрынин и др.). В 1923 году Челпанов был отстранен от руководства ин-том и от работы в нем в связи с оценкой его психологии как несоответствующей марксизму. В брошюрах, написанных в 1924-1927 годы, он отстаивал тезис о независимости психологии от философии, считая, что только социальная психология должна быть марксистской, выступил с предложением об организации Института социальной психологии (1926).

После революции получила распространение прикладная психология. С начала 20-х годов разрабатывались теория и практика психотехники (И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, А. К. Гастев и др.), ориентированной на исследование профессий, психодиагностику и профессиональный отбор, борьбу с производственным травматизмом и аварийностью и др. Создавались ин-ты по изучению проблем труда, в психологических институтах, в различных ведомствах и на отдельных промышленных предприятиях открывались многочисленные психотехнические лаборатории.

Было организовано Всесоюзное психотехническое общество. В контексте работ по психотехнике Н. А. Бернштейн начал экспериментальные физиологические исследования рабочих движений человека, которые позже привели его к созданию физиологии активности, по существу новой модели физиологии - психологически ориентированной физиологии. Здесь, а также в теории функциональных систем П. К. Анохина были подвергнуты коренному пересмотру классические представления о рефлекторных механизмах целесообразного поведения. Новые направления физиологии позволяли объяснить физиологические механизмы высших форм сознательной деятельности человека. Одновременно большое развитие получила педология как наука о целостном развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития - телесную и психическую. Теоретические основы педологии разрабатывали как педологи (А. Б. Залкинд), так и главным образом психологи (Блонский. М. Я. Басов, Выготский и др.). Широкое распространение получила практическая работа педологов, прежде всего в школе. По результатам тестовых испытаний давались практические рекомендации по отсеву детей во вспомогательные школы, количество которых быстро увеличивалось. В результате развернувшейся идеологической кампании в 30-х годах психотехника и педология были запрещены.

В ситуации провозглашения марксизма официальной идеологией в науку вошла специфическая для русской психологии проблема «психология и марксизм». В этой связи возникли новые теоретические концепции и школы. Первыми заявили о себе в качестве марксистских такие направления, как реактология К. Н. Корнилова, психология как наука об истории поведения Блонского, а также рефлексология Бехтерева. Все эти направления объединяло критическое отношение к психологии как субъективной по своему предмету и методу науке, оторванной от практики. Вместе с тем опыт создания марксистской психология этими авторами остался незавершенным: многие психологические построения были лишь внешне соединены с высказываниями о психике классиков марксизма.

Рефлексология Бехтерева и реактология Корнилова прекратили свое существование после разгромных дискуссий (1929 и 1931 гг.). Опираясь на философию марксизма, психологи Басов, Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Лурия и др. создали концепции, обогатившие науку новыми пониманиями предмета психологии, ее методов и основных проблем. Так, Басов в 1927-1928 гг. ввел в психологию термин «деятельность», указав на ее строение, в зависимости от которого описал ее 5 форм. Выготский предметом психологии считал развитие высших психических функций. В разработанной им культурно-исторической концепции он сформулировал законы развития высших психических функций, создал экспериментально-генетический метод психологического исследования, сделал вывод о ведущей роли обучения в психическом развитии. Дальнейшую разработку психологических идей Выготского продолжил Лурия в различных областях психологии - общей, детской, психофизиологии, дефектологии, а также в созданной им новой области - нейропсихологии («Мозг человека и психические процессы». В 2 т.).

Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности, согласно к-рому психология изучает психику через деятельность и тем самым исследует психологические особенности деятельности. Концепция Рубинштейна получила дальнейшее развитие как в теоретическом плане, так и в конкретных экспериментальных исследованиях у его последователей. Деятельность как предмет и метод психологических исследований разрабатывал Леонтьев, сначала сотрудник Выготского, а с начала 30-х годов - создатель собственной школы, впрочем, идейно связанной с теорией Выготского. Им исследовались проблемы развития психики, структура деятельности, экспериментально изучались процессы восприятия, памяти, мышления, внимания.

На основе теории деятельности Леонтьева разрабатывались такие отрасли психологической науки, как социальная психология (Г. М. Андреева), детская (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), педагогическая (В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина), инженерная (В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов), патопсихология (Б. В. Зейгарник), зоопсихология (К. Э. Фабри) и др. Новое понимание предмета психологии как различных форм ориентировочной деятельности субъекта в проблемных ситуациях выдвинул П. Я. Гальперин. Эта концепция позволяет объективно исследовать психическую деятельность на всех уровнях ее развития, открывает пути использования результатов исследования для решения широкого диапазона практических задач. Развивая традиции школы Бехтерева, особенно ее комплексный подход к исследованию психологических проблем, Б. Г. Ананьев разработал систему, в центре которой - проблема человека, процесс его индивидуального развития. Разработка проблемы индивидуальных психологических различий, но на др. основе - павловских идей - была главной темой творчества Б. М. Теплова, основоположника советской дифференциальной психофизиологии. Негативную роль в развитии русской психологической мысли сыграли идеологические дискуссии 2-й пол. 40 - нач. 50-х гг. по философии (1947), биологии (1948), языкознанию (1950), физиологии (1950), политэкономии (1951). Особенно пагубное влияние оказала лысенковщина, наложившая вето на изучение кардинальных проблем психологии, в частности биологических основ поведения и его наследственных предпосылок.

Отрицательно сказалась на психологии «павловская сессия», на которой под предлогом защиты учение Павлова было по существу извращено и догматически истолковано. В результате возникла тенденция недооценки психологии как науки, опасность подмены ее собственных закономерностей физиологическими. Проблемы психологической науки в ее различных аспектах получили отражение в многочисленных публикациях, в т. ч. в психологических журн.: «Вопросы психологии» (издается с 1955), «Психологический журнал» (основан в 1980), «Вестник Московского ун-та». Серия 14, Психология (выходит с 1977). В последние годы в русской психологии переосмысливаются ее методологические принципы и проблемы. Не отрицается полностью значимость для психологии философии К. Маркса и тех больших, развивавшихся на ее основе продуктивных в теоретическом плане и практических приложениях психологических концепций, которые вошли в фонд мировой науки. Издается серия «Психологи отечества: Избр. психол. труды» в 70 т. (основана в 1994). Вместе с тем отвергнуты догматические попытки применения к.-л. одного метода как единственного источника научности в психологии, возвращаются в научный оборот труды незаслуженно забытых ученых - Шпета, Лапшина, Нечаева, Богданова, Чижа, М. М. Бахтина, Каптерева. Существенно изменяются масштабы и направления психологических исследований в связи с внедрением их результатов в самые различные сферы социальной практики, разрабатываются и используются конкретно-научные методики психодиагностики, психотренинга и др. Устанавливаются широкие контакты с мировой наукой. В 1993-2001 гг. выходил журн. «Иностранная психология», в к-ром публиковались материалы зарубежных исследований. Издаются переводы классических и совр. трудов зарубежных авторов, также выходят серии «Библиотека зарубежной психологии», «Живая классика», «Мастера психологии», «Мир психологии» и др.

А. Н. Ждан

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 503-507.

Литература:

Соколов М. В. (ред.). Из истории русской психологии. М., 1961; Он же. Очерки истории психологических воззрений в России в XI-XVIII веках. М., 1963; Сеченов И. М. Избр. произв.: В 2 т. М., 1958; Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М, 1950. Т. 8-10; Ланге Н. Н. Психологические исследования. Одесса, 1893; Он же. Психология. М., 1922; Павлов И. П. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Двадцатилетний опыт. 2-е изд. М.; Л., 1961; Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917; Он же. Реальность и человек. М., 1997; Челпанов Г. И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии. М., 1923; Он же. Объективная психология. М., 1991; Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. Спб., 1917; Возвращая забытое: Библиографические материалы по педологии (1917-1990). М„ 1990; Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984; Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков. М., 1947; Он же. Избр. психологические груды: В 2 т. М , 1980; Басов М. Я. Избр. психологические произв. М., 1975; Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976; Леонтьев А. Н. Избр. психологические произв.: В 2 т. М., 1983; Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989; Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. М., 1985; Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984; Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959-1960; Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. Л., 1975; Ярошевский М. Г. Л. Выготский; в поисках новой психологии. Спб., 1993; Московская психологическая школа: история и современность: В 3 т. М., 2004; Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. 7-е изд. М., 2007.С. 158-164, 197-206, 401-470; Психология в Московском университете. 1755-2005 / Под ред. А. Н. Ждан. М., 2007; Российская психологическая мысль: Антология / Авт.-сост. А. Н. Ждан. М., 2009.