Правящий отбор (Маслин, 2014)

ПРАВЯЩИЙ ОТБОР (ВЕДУЩИЙ СЛОЙ) - понятие политической философии евразийцев (Евразийство), отображающее социальный слой, органически вырастающий в обществе в результате естественного процесса формирования властных отношений, являющийся носителем властных функций и начал в силу своей способности быть органом, концентрирующим народный дух и выражающим высшие идеалы и ценности данного общества в целом или его части. Понятие правящий отбор включает в свое содержание и упорядоченную совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных и иных органов государства. При разработке понятия правящий отбор евразийцы опирались на учение Платона, духовный опыт русских подвижников Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, идеи Сперанского, В. Парето, органическую теорию общества и государства, социальную теорию марксизма. Согласно учению евразийцев. Правящий отбор или ведущий слой имеется в любом обществе и является необходимым условием государственной жизни. Он может существовать в двух основных формах; социально-классовой и «служивой». Только последняя, полагали евразийцы, является носителем «нейтральных» задач государственного служения, идеалов государственной солидарности и социального мира. Правящий отбор в таком государстве должен стоять вне технического аппарата принуждения, осуществляя лишь высшее моральное руководство обществом. Построенный на принципе самоорганизации, ведущий слой будущего евразийского государства отличается от политической партии тем, что выражает не частные интересы отдельных групп населения, а общенациональные. В евразийском проекте совершенного государства ведущий слой описывается как идеократический отбор, т. е. отбор, построенный на власти единого миросозерцания. Но поскольку идеократий может быть столько, сколько существует мировоззрений, природе совершенного государства больше отвечает эйдократический отбор, так как эйдос - не одно из возможных понятий о сущем, а «необходимый, цельный, созерцательно и умозрительно постигаемый образ мира» (Н. Н. Алексеев). Евразийцы утверждали, что правящий отбор совершенного государства должна быть открыта высшая философская и религиозная истина, которой он служит и которая его объединяет. Будучи социальным фундаментом государственной власти, правящий отбор является средоточием государственной воли, организатором национального самосознания. Для выполнения непосредственно властно-распорядительных функций ведущий слой создает специальный подбор лиц, «управляющую группу», составляющую государственный аппарат. В своем проекте евразийцы предполагали использовать и развивать те черты советской политической системы, которые вписывались в их представления о будущем государственном устройстве России-Евразии. В качестве основной нормы будущей русской внутренней политики они выдвинули лозунг: «Россия с Советами, но без коммунизма». Коррекцию советской политической системы предполагалось осуществить в сторону развития широкого народного самоуправления на представительских началах, совмещая эти начала с надклассовой организацией, ведущий слой коренным образом отличающимся как от коммунистической партии, так и от партий европейской многопартийной системы. Наиболее важным в советской системе евразийцы считали принцип представительной, опосредствованной демократии, которая преодолевает недостатки западного парламентаризма, с его системой прямых выборов, результаты которых зачастую имеют случайный характер. Политическая система, ядром которой является иерархия Советов (территориально-административных органов), как считали евразийцы, покоится на представлении подлинных интересов людей. Через многоступенчатую систему выборов осуществляется отбор наиболее способных и подготовленных управленцев, людей, которых хорошо знают на местах и по их реальным делам. Учение о правящем отборе предполагало систему выборов дополнить институтом назначений технического аппарата и специалистов отдельных органов Советов. Стабилизированная идеология ведущего слоя составляет статический момент государства, тогда как народные массы с их меняющимися интересами и потребностями - динамический. Система правящего отбора была призвана обеспечить согласование этих моментов, а также согласование личного начала власти с коллективным.

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 498-499.

Литература:

Алексеев Н. Н. На путях к будущей России. Париж, 1927; Он же Теория государства. Париж, 1931; Липатов А. П. Идеократический ведущий слой // Новая эпоха. Идеократия. Политика. Экономика. Нарва, 1933; Карсавин Л. П. Основы политики // Евразийский временник. Париж, 1927. Кн. 5. С. 185-239; Клепинин Н. А. Материалы к социальной программе евразийства // Евразийский сборник. Прага, 1929 Кн. 6; Малевский-Малевич П. Н. Коалиция и отбор // Евразийская хроника. Прага, 1926. Вып. 3. С. 28-30; Ш-в А. О правящем отборе // Евразийский сборник. Прага, 1929. Кн. 6; Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. М., 1991; Кошарный В. П. Русская религиозная философия и социология революции. (1917-1930-е гг.). Киев, 1997; Новикова Л. И. Сиземская И. Н. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? // Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 104-109; Boss О. Die Lehre der Eurasier. Wiesbaden, 1961: Пащенко В. Я. Идеология евразийства. М., 2000.