Гегемония

ГЕГЕМОНИЯ (от греч. hegemonia - главенство, господство) - понятие, обозначающее в марксизме и пост-марксизме господство на основе согласия, а не насилия, и практику установления такого согласия. Термин «гегемония» первоначально возник в спорах в среде русской социал-демократии конца 19 - начале 20 века относительно участия рабочего класса в буржуазно-демократической революции в условиях «комбинированного и неравномерного развития» и слабости буржуазии. Под гегемонией тогда понималась руководящая роль пролетариата в союзе с крестьянством в политической борьбе против абсолютизма. Понятие гегемонии призвано было восполнить недостатки классического марксистского объяснения исторического развития. В начале 1920-х годов в документах Коминтерна гегемония означала как главенство пролетариата над другими эксплуатируемыми группами в борьбе против капитализма, так и господство буржуазии над пролетариатом, когда последний, соглашаясь с разделением между политической и экономической борьбой, ограничивается только корпоративными целями. 

Понятие гегемонии неразрывно связано с политической философией А. Грамши. В «Тюремных тетрадях» А. Грамши отходит от представления о гегемонии как о простом классовом союзе под политическим руководством рабочего класса. Гегемония означает также «духовно-нравственное руководство», которое предполагает наличие общих идей и ценностей у руководителей и руководимых и может осуществляться классами, которые играют решающую роль в экономической жизни, т. е. не только пролетариатом, но и буржуазией. А. Грамши проводит различие между «экономико-корпоративной» и «гегемонистской» фазами развития класса. Гегемония имеет место тогда, когда классу удается выйти за рамки «экономико-корпоративных» интересов и представить собственные цели в качестве целей всего общества. Для осуществления гегемонии необходимо наличие некой невыполненной задачи, не обязательно связанной с целями какой-либо отдельной группы, и способность отдельной группы превратить свои собственные цели в средства для выполнения этой задачи. «Духовно-нравственное руководство» приводит к образованию «коллективной воли», которая включает множество различных требований, интересов, политических инициатив, традиций и институтов и составляет основу «исторического блока», скрепляемого идеологией. Согласно А. Грамши, можно выделить два типа гегемонии: трансформистскую и экспансивную. Первая представляет собой форму оборонительной политики, проводимой гегемонистским классом в ситуации кризиса. Она предполагает постепенный «перехват» требований, выдвигаемых классами, которые угрожают гегемонии, и создание пассивного согласия («пассивная революция»). Вторая является наступательной стратегией построения активного согласия и образования коллективной воли во время революции.

Пост-марксизм критикует эссенциалистскую составляющую концепции гегемонии у А. Грамши, связанную с признанием привилегированного положения класса, и ставит под вопрос однородность и единство классового субъекта. Борьбу за гегемонию нельзя сводить к классовой борьбе, т. к. существует множество направлений борьбы, не имеющих отношения к классовому ядру. Практика гегемонии понимается здесь как метонимическая операция перехода от одной совокупности требований или социальной группы к другой и установления между ними эквивалентных отношений (образование «цепочек эквивалентности»), которые не обязательно связаны с каким-либо частным содержанием, но делают частное содержание «означающим» отсутствующей полноты общества. Так, в ситуации крайнего угнетения каждое частное требование (например, требование повышения зарплаты рабочим), предъявляемое господствующему режиму, приобретает, помимо собственно частного, также более общее измерение. Его наличие может также вызвать борьбу за другие требования (послабление дисциплины в университетах, свобода печати и т.д.). Эти частные требования не связаны друг с другом; они эквивалентны только в своем противостоянии режиму. По мере расширения цепочки эквивалентностей возникает потребность в общем эквиваленте, представляющем всю цепочку. Но таким общим эквивалентом может стать только одно из существующих частных требований. Отношения г. имеют место тогда, когда одно из этих частных требований начинает представлять всю цепочку эквивалентностей, превратившись в «пустое означающее». Режим может попытаться трансформистски разрушить такую цепочку, частично или полностью удовлетворив некоторые из частных требований. Гегемонистская операция установления эквивалентных отношений между частными требованиями определяется логикой эквивалентности, а распад этих отношений происходит вследствие действия логики различия.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 129-130.

Понятие: