Крещение Духом Святым

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ — один из главных догматов вероучения пятидесятников. Рассматривается ими как центральное положение священного писания и кульминационный пункт в их религиозной жизни. Если кальвинизм можно охарактеризовать как богоцентризм, лютеранство как христоцентризм (поскольку первый фактически признает преимущество бога — отца, а второй бога — сына), то пятидесятничество — духоцентризм, т. к. оно отдает предпочтение последнему лицу троицы — святому духу. Для обоснования этого догмата пятидесятники используют обычно следующий текст из Евангелия от Иоанна: «...Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух... Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (3:5—7). Пятидесятнические богословы утверждают, что в период Крещения Духом Святым рождающийся свыше (см. Рождение свыше) или очищающийся наделяется природой Иисуса Христа и отчасти качествами, которыми обладал сын божий. Поскольку даже он в свое время принял «могущественное» крещение духом, означавшее великий сдвиг в его служении, то и сегодня, по мнению пятидесятников, через этот обряд дух святой может наделить человека силой свыше и полным комплектом видимых пятидесятнических даров (см. Дары святого духа). Обязательным признаком Крещения Духом Святым, его «внешним свидетельством» большинство пятидесятников, особенно за рубежом, признает разговор с богом на «иных языках» — глоссолалию. Считается, что через иноязыки человек уже в земной жизни начинает «общаться с богом». Иноязыки как свидетельство Крещения Духом Святым пятидесятники отличают от аналогичного дара святого духа. Разговор с богом на иноязыках как свидетельство крещения происходит лишь однажды, а в качестве дара может регулярно практиковаться в религиозной жизни. Однако некоторые пятидесятнические авторитеты за рубежом и у нас в стране не считают иноязыки единственным или хотя бы основным свидетельством Крещения Духом Святым. Они полагают, что не все Крещеные Духом Святым должны говорить этими языками. Среди отечественных пятидесятников такого мнения придерживался основатель евангельских христиан в духе апостольском А. И. Иванов. И сейчас в этой деноминации, а также среди христиан евангельской веры и христиан веры евангельской многие руководители общин не настаивают на говорении иноязыками. На Крещении Духом Святым основывается весь психический стереотип пятидесятников. Физические и психические перегрузки организма человека, сопровождающие религиозную экзальтацию и экстаз, достигают своей наивысшей точки непосредственно в период самого Крещения Духом Святым, в результате чего наступает состояние, близкое к шоковому. Психиатры, наблюдавшие это явление, квалифицируют его обычно как «сумеречное сознание». Речь начинает складываться из беспорядочного, бессмысленного набора слов, которые произносятся нередко в рифму. Это и есть желанные «иные языки», материальный символ богоизбранности.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 139-140.

Понятие: