Беспочвенность

БЕСПОЧВЕННОСТЬ - термин Шестова, обозначающий в качестве задачи философии избавление or власти «почвы», или многоликой необходимости. Синонимами «Б.» у него являются «безосновность», «парадоксальность», «абсурд», «хаос», «произвол», «дерзновение», «бесстыдство», «каприз», «свобода», «живая жизнь», «адогматическое мышление». В раннем произв. Шестова «Шекспир и его критик Брандес» (1898) понятие «почва» связано с оторванностью от жизни и превращением ее в мертвую схему. Это разум, рефлексия, наука с их систематичностью, вниманием только к необходимости и игнорированием субъективности человека. Шестов противопоставляет им асистемное, ненаучное мышление, с помощью которого человек способен увидеть жизнь во всем ее объеме, выявлять осмысленность случайного, бессмысленного, ненужного. В книге «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь)» (1900) и «Достоевский и Нитше. Философия трагедии» (1903) он обрушивается на рационализм, нормативную мораль, особенно мораль долга И. Канта, на христианское понимание Бога как Бога добра и любви. Беспочвенность для него - эго поиск Бога, который был бы выше сострадания и добра. Он восхищается гуманистической Б. Белинского и Достоевского, которые не принимают будущие «хрустальные дворцы», если они вырастут на зле и дисгармонии настоящего. Проблема Б. стала центральной в книге Шестова «Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)» (1905). В ней беспочвенность обретает черты радикального скептицизма, парадоксальности, развертывания «антимировоззренческого» мировоззрения, отрицания общепринятых ценностей. «Настоящий исследователь жизни» должен быть вне любых методологий и ограничений, вне обыденности, обладать «полнейшим внутренним хаосом». Автор призывает восхвалять безобразие, неудачу и предпочитать субъективное, непроверяемое, случайное. Такие приемы поиска истины и спасения не случайны, поскольку первым и существеннейшим условием жизни и творчества является, по Шестову, беззаконие. Отсюда вывод: «истин столько, сколько людей на свете». В произведениях 1908-1910 годов с беспочвенностью связан интерес Шестова к ужасу смерти, который способен пробудить человека к творчеству, а также к вере. Ограниченности «микроскопов и логики» он противопоставляет чудесность мира, жизни, рождения людей. Переломной для него является кн. «Sola fide - Только верою» (1911-1914(1916?), где осуществляется переход от антирационализма к религиозному экзистенциальному философствованию. Высшей беспочвенностью здесь оказывается вера, в которой все необъяснимо и фантастично, которая не допускает общего для всех выражения. Смысл и сущность веры в том и состоит, что она обходится без всякой «внешней опоры», даже без законов Священного Писания, ибо они - «почва», уводящая от спасения. Беспочвенны и поиск веры, и «любовь к Невидимому», наконец, абсолютно беспочвенен, парадоксален сам Бог, как угодно поступающий с законами мира и с человеком. Бог дает человеку абсолютную свободу, ничего от него не требуя, и поэтому естественна «парадоксальность окраинных людей», т. е. тех, кто идет к последним окраинам жизни в поисках совершенной жизни и Бога. В дальнейшем творчестве Шестова тема беспочвенности получает новое развитие. «Произвол» Бога связывается с его принципиальной необъяснимостью, с его пребыванием по ту сторону добра и зла, истины и лжи. «Беспочвенность, - утверждает Шестов, - основная, самая завидная и наиболее для нас непостижимая привилегия божественного». Безосновность - это и неотъемлемая черта жизни, где действует не закон самосохранения, а скорее «закон полной безосновности». Она указывает на возможность мира, где царит «абсолютный хаос, в котором все равно возможно». Смерть и безумие — величайшие безосновности. В своем понимании безосновности Шестов заходит так далеко, что допускает отрицание существования Бога во имя пробуждения человека, который при этом осознает все «безумие» своего существования. А человек, «пробудившийся к самому себе», не нуждается ни в какой почве и ни в какой опоре. Понятие безосновности в ряде своих исходных положений использовал также Бердяев. В работе «Смысл творчества» (1916) он говорит о свободе как «безосновной основе бытия», которая «глубже всякого бытия». Она напоминает ничто, но по существу является ничем не обусловленной и бездонной энергией, «мощью творить из ничего». В поздних произв. Бердяева свобода понимается как нерволоно бытия, которое «первичнее Бога и вне Бога». «Внутренний экзистенциальный центр» человека («личность») тоже безосновен и «первичнее бытия». Несводимы к основам также процессы творчества: «...понять творческий акт - значит признать его неизъяснимость и безосновность».

В. Л. Курабцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 53.

Литература:

Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Спб., 1905; Он же. Соч.: В 2 т. М., 1993;

Бердяев Н. А Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;

Бердяев Н. А О рабстве и свободе человека //Бердяев Н, А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995;

Зеньковский В. В. История рус. философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 59-92;

Курабцев В. Л. Иерусалим Льва Шестова // Вестник МГ У. Сер. Философия. 1991. № 5;

История русской философии / Под ред. М А. Маслина. М., 2008. С. 447-456.