Социализация (Осипов, 2014)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникациям и научению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, СМИ, другие — на отдельных стадиях жизни, например, семья, школа, группы ровесников, рабочие коллективы.

Термин «социализация» употребляется главным образом в социологии и социальной психологии. Наибольшее внимание исследователей уделялось социализации в детстве, что подразумевает прежде всего семью, т. к. она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в социальной жизни

Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю. 3. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относятся: подтверждение—исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал, что социализация ограничивается первыми 5—6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к др. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. Пиаже подчеркивает активную роль субъекта в этих ключевых процессах С. Ребенок усваивает новый опыт в существующие схемы и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма «равновесия».

Точка зрения Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Миду, «Я» состоит из двух компонентов: «Я» (индивид, активное существо) и «меня» (представление индивида о себе). Единство «Я» обеспечивает «генерализованный другого» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества и ролей, как других индивидов, так и «генерализованного другого» — основа процесса социализации. Мид подчеркивал активную роль индивида в его социализации и значение отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности.

Проблемам социализации уделялось большое внимание в социальной психологии, где социализация определяется как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Социализация здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологические механизмы, с помощью которых достигаются желаемые перемены. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернализации установок и норм, или формирования саморегуляторных процессов, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида.

Многие авторы подчеркивают, что социализация не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, т.к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различных социальных ролей. Уже у взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующих изменившимся обстоятельствам, т.е. происходит ресоциализация.

Л.В. Ясная

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 429-430.

Литература:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978; Развитие личности ребенка. М., 1987; Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989; Холл К, Линдсей Г. Теории личности. М., 1997; Андреева Г.М. Соц. психология. М., 1998; Выготский Л. С. Вопр. детской психологии. СПб., 1999; Bandura A., Walters R.M. Socialization after Childhood. N.Y., 1969; Social Psychology. Sociological Perspectives. N.Y., 1981.

Понятие: