Конгрегационалисты (Митрохин, 1990)

КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ (от лат. congregatio — соединение, связь) — последователи возникших на позднем этапе английской Реформации (в конце 16 века) радикальных общин (конгрегации) и церквей, наиболее активно боровшихся за «очищение» («пурификацию» — отсюда «пуританизм») англ. церкви от епископата и всех элементов католической доктрины и обрядности. Основополагающий принцип — полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации, что означало, с одной стороны, неприятие церковно-административной централизации и богословского диктата извне; с другой стороны, широкое самоуправление с привлечением членов церкви (фактически лишь взрослых мужчин). Община сама решала вопросы назначения и увольнения клириков, приема новых членов, практиковала публичные дискуссии. Конгрегационалистский демократизм позволял культивировать элементы социального республиканизма и был привлекателен для широких общественных слоев. Основатель первой конгрегационалистской церкви (1581) Р. Браун автономию общины трактовал и как независимость религии и церкви от государства (в силу этого понятия конгрегационализма, браунизма, сепаратизма и индепендентства часто используются как синонимичные, хотя в отд. случаях они могут указывать на конкретные секты и движения). В политике конгрегационалисты были последовательными противниками королевско-феодального режима и составили костяк республиканской армии О. Кромвеля. Однако после военной победы над роялистами лагерь конгрегационалистов-индепендентов раскололся. Выступившие с рядом демократических социальных требований левеллеры потерпели поражение. После этого и в особенности после реставрации в 1660 году Стюартов усилилось переселение конгрегационалистов в Америку, где ранее эмигрировавшие конгрегационалисты основали первые колонии Новой Англии. Американские конгрегационалисты сыграли заметную роль в социально-экономическом развитии этого региона и в возникновении независимых США. Исторически конгрегационалисты придерживались кальвинистского понимания «испорченности» человеческой природы, благодати, предызбрания к спасению и т. д. и придавали большое значение писанию, личной вере и деловому успеху как симптому богоизбранности. Однако с самого начала наметились отклонения от кальвинизма. Так, исходя из священства всех верующих, конгрегационалисты привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян; они высоко ставят принцип мирского и религ. коллективизма, считая, что получателем благодати является община. Заметны тенденции к отказу от учения о жестком предопределении судьбы человека и идеи непогрешимости Библии. Конгрегационалисты были восприимчивы к науке и образованию, они сыграли решающую роль в основании Гарвардского, Йельского и др. колледжей (в последующем — унтов), многие министры занимались науч. изысканиями. Конгрегац. церкви существуют в Великобритании, бывших англ. колониях, Голландии, Швеции и некоторых других странах. Принцип конгрегационализма сыграл положит, роль в утверждении религиозного плюрализма и веротерпимости, этим объясняется поддержка конгрегационалистами экуменизма. В то же время национальная и международная консолидация конгрегационалистских церквей шла медленно. В первой половине 19 века возникают унии конгрегационалистов Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии. В 1871 году в США созывается первая национальная конференция конгрегационалистских церквей. В 1891 году возникает Международный конгрегационистский совет, который осуществляет обмен мнениями и опытом и не имеет административных функций (Совет лишь в 1959 году создал в Лондоне постоянный секретариат). В США в 1931 году учреждается Генеральный совет конгрегационалистских христианских церквей, который был реорганизован в ассоциацию после того, как в 1957 году значит, часть американских конгрегационалистов вместе с евангелическо-реформатской церковью создали Объединенную церковь Христа (свыше 2 млн членов). В последнее время усиливается роль надконгрегационалистских синодов в решении не только догматических, но и кадровых и административных вопросов.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 134-135.