Жизнь (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЖИЗНЬ — особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. Жизнь есть специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого, конечного и бесконечного. Представления о жизни в философии складывались в рамках гилозоизма, витализма, креационизма, телеологизма, организмизма.

Гилозоизм, признающий жизнь неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, отличен от витализма, помещающего «жизненную силу» в косную материю. Организмические теории связаны с пониманием жизни как органической целостности, невозможно существование частей вне целого. В одной из разновидностей организмизма — холизме, или «философии целостности» (Я. Смэтс), — жизнь рассматривается как процесс творческой эволюции, в ходе которой возникают целостности различного уровня, носителем которых является поле. Целое, синтезирующее в себе объективное и субъективное, носит мистический характер. Высшей формой целостности является личность.

Теория эмерджентной эволюции (С. Александер, К.Морган) — один из вариантов телеологизма в понимании живого. Всё живое рассматривается как результат качественных изменений (эмерджентов), происходящих в результате действия идеальной силы — «низуса», суть которого заключается в стремлении к высшему, к божеству. Концепция П. Тейяра де Шардена рассматривает жизнь как эволюционный процесс, охватывающий «преджизнь» (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Духовное начало — источник целостности — имманентно всему существующему и является движущей силой эволюции.

В философии А. Бергсона жизнь рассматривается в качестве космической силы — жизненного порыва, основы непрерывного творчества новых жизненных форм. В «философии жизни» жизнь выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно. Она рассматривается в качестве противопоставления естественного искусственному, культуры, творчества — нормативности, тотальности рода — атомизированному индивиду, интуитивно-познаваемого — рациональному. В современной философии наблюдается тенденция перехода от интерпретации жизни как космического явления к ее «оповседневниванию». В работах Э. Гуссерля понятие жизни, также как и понятие культуры и понятие природы, оценивается как схематизации той первичной очевидности, которая выражается в понятии «жизненного мира», мира в его значимости для отдельного человека.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 116.

Понятие: