Патронимия (НиРМ.Э, 2000)

ПАТРОНИМИЯ (от греч. pater - отец и onyma - имя), 1) родственная или территориальная группа, наименование которой происходит от общего мужского предка. Употребляется преимущественно в ономастике. В этнологии используется многозначно, и разными авторами определяется по-разному, однако можно выделить два основных значения; 2) унилинейная генеалогическая родственная группа, ведущая своё происхождение от общего мужского предка (см. Патрилинейность) и часто именующая себя по этому общему предку (аналог патрилинейного линиджа); 3) объединение семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка. Часто носит имя этого предка (аналог одного из значений термина «клан»).

Поскольку оба типа названных родственных структур имеют тенденцию сегментироваться, то либо различаются П. первого, второго, третьего и т. д. порядков, либо понятие П. связывается с одной из промежуточных ступеней двух-, трёх (или более) - ступенчатой структуры, нижние и верхние ступени которой именуются как-то иначе (напр., три ступени: линидж, патронимия, клан, или род). Оба типа структур (что и повело к выделению их в особую категорию) характеризуются идеологическим единством, тесными экономическими связями между составляющими их людьми, нормами взаимопомощи и т.д. Локализованная часть структур первого типа обычно составляет костяк общины. Структуры второго типа по существу и являются одной из форм общины. Аналогичные структуры, имеющие в своей основе женский счёт родства и наименования по женскому предку, называются матронимиями.

Термин «П.» используется преимущественно в русскоязычной этнологии, был введён в обиход И.О. Косвеном в 1930-е гг. (первоначально в первом, ономастическом, значении), а в 1950-х - начале 1960-х гг. им же была разработана концепция П., в которой ещё отсутствовало разграничение между вторым и третьим значениями термина «П.» (оно возникло позднее), а одна и та же структура рассматривалась в генеалогическом (все входящие в объединение родственники по мужской линии, независимо от места проживания), локально-хозяйственном, или общинном (родственники по мужской линии, совместно проживающие, и жёны местных мужчин), и ядерном (мужчины-родственники, совместно проживающие и составляющие костяк общины) аспектах. М. О. Косвен менял свои взгляды на сущность, происхождение, стадиальную атрибуцию предложенной им категории, и впоследствии среди авторов, принявших концепцию П., велось и ведётся много споров, особенно о соотношении П. и рода. Одни исследователи видят в П. (преимущественно во втором значении) форму позднего отцовского рода (или «пережиточную», остаточную позднеродовую патрилинейную структуру), распространённого в предклассовых и классовых докапиталистических обществах и генетически связанного с родом первобытной эпохи. Другие (в том же значении) - родоподобное новообразование классовой эпохи, которое в новых условиях может не иметь такого важного для характеристики рода признака как экзогамия, а напротив, быть эндогамным. Третьи (рассматривающие её как группу родственных семей) полагают, что П. формируется в результате сегментации большесемейной общины и, следовательно, также не связана в своём происхождении с так называемым первобытным родом.

Вместе с тем существует мнение, что понятие «П.», так же как и понятие «род», либо не охватывает всего многообразия конкретных родственных группировок, либо требует столь широкой трактовки, что теряет всякую содержательность, а значит и теоретическую ценность. В качестве довода в пользу отказа от термина «П.» в этнологии приводится и то обстоятельство, что все обозначаемые им родственные группировки уже ранее имели свои, более устоявшиеся в международной этнологической традиции обозначения (патрилинидж, клан). Однако вряд ли можно считать, что многозначный термин «клан» предпочтительнее для обозначения группы родственных семей, главы которых ведут своё происхождение от общего мужского предка, чем менее нагруженный термин «П.». Представляется, что именно в последнем значении понятие «П.» имеет возможности для уточнения функционального смысла и стадиальной атрибуции соответствующих социальных формирований.         

О. Ю. Артёмова.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 895.

Понятие: