Племя (Артёмова, Куббель, 2000)

ПЛЕМЯ (англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции. Так, в американской неоэволюционистской этнологии (Э. Сэрвис) П. рассматривалось как эволюционная стадия политической организации, располагающаяся между первобытной общиной (band) и вождеством (chiefdom). В советской историографии было принято выделять два вида П. 1. Стадиально более раннее, присущее охотникам и собирателям, характеризующееся реальными или (чаще) фиктивными кровнородственными связями между его членами, делением на роды, наличием племенной территории, некоторой экономической общностью, племенным языком и определённым культурным, в первую очередь религиозно-обрядовым, единством, самоназванием и самосознанием. Считалось, что такое П. выступало главным образом как этническая или протоэтническая (В. А. Шнирельман) общность первобытности. 2. Позднепервобытное П., характеризовавшееся помимо перечисленных признаков ещё и наличием потестарной организации (племенной совет, племенные вожди), а также более тесными социально-экономическими связями между родами.

Однако этнографические материалы по т.н. аналогам первобытности заставляют полагать, что в чистом виде эти две теоретически выделенные формы встречались довольно редко. Так, не было П. ни у сан (бушменов), ни у пигмеев - африканских охотников и собирателей. У аборигенов Австралии общности, именуемые П., были весьма аморфными образованиями без выраженного культурного и языкового единства, а в некоторых частях страны вообще отсутствовали. П. позднего типа, образец которых связывали с социальной системой ирокезов, как она была описана Л. Г. Морганом, также далеко не универсальны для примитивных земледельцев или специализированных (т. н. высших) охотников и собирателей. В 1960-х гг. в американской и британской антропологии (М. Фрид и др.) было высказано мнение о вторичном характере П., обладавшего потестарной или политической (по англоязычной терминологической традиции) организацией. В соответствии с этой концепцией, П. возникает лишь в итоге контакта доклассовых и безгосударственных обществ с более развитыми соседями, главным образом классовыми обществами (в частности, при колонизации) как вынужденная форма организации для отпора внешнему давлению. Несомненный факт «вторичного» или просто позднего образования П. у многих народов (в ряде случаев П. приходили на смену вождествам или даже государственным образованиям) и длительного сохранения их в классовых, главным образом кочевых, обществах (белуджи, арабы-бедуины, туареги, луры, пуштуны) не считается в отечественной литературе достаточным для пересмотра представления о П. как о первобытной этнопотестарной структуре. Однако именно изучению таких возникших сравнительно поздно и имевших ограниченное географическое распространение «непервобытных» П. уделяется в последнее время значительное внимание. При этом в П., представляющих собой устойчивые традиционные структуры, интегрирующие население многочисленных общин в широких ареалах Ближнего и Среднего Востока (как у кочевых, так и у оседлых земледельческих народов), предлагается видеть особую форму социально-политической организации, которая стадиально не ниже, чем вождество или даже раннее государство, и является весьма эффективной - в определенных экологических и социально-исторических условиях - альтернативой этим двум (А. В. Коротаев).

Термин «П.» в англоязычной литературе употребляется также для обозначения многих крупных этнических общностей, прежде всего африканских (напр., йоруба, хауса, игбо и др.), далёких от племенного уровня развития (в классическом понимании) и являющихся в некотором роде аналогами крупных наций. Именно с таким употреблением термина «П.» связано появление понятия «трибализм» (трайбализм).

О. Ю. Артёмова, Л. Е. Куббель.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 894-895.

Понятие: