Историческая школа (Митрохин, 1990)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в историографии раннего христианства, ставящее целью обоснование или допущение историчности Иисуса Христа, т. е. его существования как реальной исторической личности. Историческая школа — явление по преимуществу протестантское, хотя к ней примыкали и некоторые католики (А. Луази, М. Гогель, Л. Дюшен и др.). Историческая школа сложилась в конце 19 — начале 20 веков в русле либерально-модернистских традиций, идущих от Тюбингенской школы и Д. Штрауса, ибо для ортодоксальной протестантской теологии вопрос об историчности Христа вообще не возникает. Выступая против мифологической школы, историческая школа применяет к Новому завету текстологические методы изучения, приведшие к установлению подлинной хронологии, последовательности его книг (Ю. Вельхаузен). К исторической школе относятся также П. Вернле, В. Вреде, А. Гарнак. Э. Ренан, А. Ритчль, В. Вейс. Согласно исторической школе, развитие образа Христа шло так, что в истории первоначального христианства происходило обожествление реального исторического лица, действительно существовавшего проповедника Иисуса из Назарета, образ которого по мере роста числа его приверженцев все более мифологизировался. Протестантские теологи, принадлежащие к исторической школе, отбросив из Нового завета все фантастическое (прежде всего рассказы о чудесах), настаивают на том, что после этого в новозаветных текстах сохраняется главное содержание христианской проповеди (керигма). В этом, в частности, состоит предложенная Р. Бультманом демифологизация священного писания, одним из результатов которой является противопоставление «исторического Христа», о котором почти ничего не известно, Христу, с которым имеет дело вера. В современной исторической литературе после длительного господства идей мифологической школы с 50-х годов признается справедливость некоторых аргументов и тезисов исторической школы, т. е. допускается возможность исторического существования галилейского проповедника Иисуса, образ которого в Номом завете приобрел мифологические черты.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 116-117.