Джайнизм (Кузнецов, 2007)

ДЖАЙНИЗМ — одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. Д. отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца, значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения, отвергает претензии брахманов на господствующее положение, а также сословно-кастовое деление общества. Д. придает первостепенное значение неповреждению — ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условиям высшей праведности. В основном Д. сосредоточен в районах Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия, где он сыграл большую роль в индийской культуре. В современной Индии джайнов около 3 млн, но их роль в политике и экономике страны высока. Санскритское название религии «джайна-дхарма» («учение победителей») происходит от «джина» — победитель, т.е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей. Титулом Джина, а также Махавира («Великий герой») величали основателя Д. Вардха- ману, он был двадцать четвертым провозвестником веры, тиртханкаром (букв.: переправу создающий). Тиртханкар — человек, достигший освобождения (мокша), т.е. сид-дха, начавший проповедовать учение, почитается как высшее божество. Биография Вард-хаманы во многом сходна с жизнеописанием Будды. В возрасте 32 лет он стал отшельником, проповедовал свое учение. По истечении 12-го срока он обрел высшее знание и стал «победителем» — Джиной. Первые сведения о джайнахотносятся к маурийской эпохе (III в. до н.э.) и содержатся в наскальных эдиктах даря Ашоки. В первые века новой эры джайны переселяются на юг Индии, что послужило их расколу. Переселенцы на юг — дигамбары (одетые пространством, т.е. нагие) требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. В противоположность им члены северной общины — шветамбары (одетые в белое) — носили белые одежды. В I в. раскол утвердился окончательно. Деление на секты сохранилось до сих пор, причем каждая из них имеет подсекты. Разногласия между сектами затрагивают лишь частные вопросы практики, но не касаются основ вероучения. По преданию, у Махавиры было 11 учеников, которые сохранили его поучения в устной форме, а потом составили каждый по 11 книг (анг) - ядро джайнского канона. Окончательная кодификация канона произошла спустя девять веков после смерти Махавиры. Этот канон, признаваемый шветамбарами, называется Сиддханта или Агама. Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения на практитах и санскрите: «Пратхамануйога» (исторические предания), «Каранануйога» (космологические тексты), «Дравйануйога» (религиозно-философские трактаты), «Чара-нануйога» (этические и ритуальные предписания). Д. не отрицает существование единого бога, но в общей схеме мироздания отводит ему весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини). Человек может выйти из круговорота смены жизней и смертей путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. В Д. существуют многочисленные обеты: ахимса, т.е. ненанесение вреда всем живым существам, сатья, т.е. правдивость, неприсвоение чужого (астея), целомудрие (брахма-чарья), а также отказ от собственности и воздержанность от суетных привязанностей (апариграха). Обеты понимаются буквально и строго. Джайнам не разрешается заниматься сельским хозяйством, т.к. оно сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывается строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежит процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мел-ким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носят с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты им вообще не рекомендуется выходить из дома. Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джайнской ритуалистической практике занимают паломничество и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими. Одним из мест паломничества является священный храмовый комплекс Абу, расположенный на юго-западе Раджастхана. Каждый джайн должен выполнять шесть ежедневных обязанностей: медитация, восхваление тиртханкаров, поклонение аскетам, покаяние в совершенных поступках, отказ от намерения совершать вредные действия, временное отречение от тела. Одним из главных праздников является праздник Дивали, проходящий в октябре—ноябре. В дни празднования джайны зажигают тысячи светильников в домах и на улицах в память о нирване Махавиры. В общем, джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 136.

Понятие: