Житейское понятие

ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ - несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Синонимы: спонтанное, эмпирическое, детское.

Л.C. Выготский считал, что основное различие между житейским понятием и научным заключается в путях их развития. Житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами , поэтому ребёнок поздно приходит к возможности дать словесное определение, что подтверждается данными английского психолога Баренса о большей трудности определения школьниками понятия «брат» по сравнению с более отвлечёнными понятиями. Развитие научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с операций, связанных с ним; понятие как бы «прорастает внутрь». Это различие нельзя преувеличивать, т.к. развитие житейского понятия тесно связано с развитием научных понятий. Более того, в мыслях ребёнка нельзя отделить понятия, приобретённые в школе, от понятий, приобретённых «дома», однако с точки зрения динамики у них совершенно разная история: слабость одного понятия будет обнаружена как раз там, где др. уже относительно созрело (Л.C. Выготский).

А.Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и житейское понятие и противопоставляет взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью «отношением прямой отнесённости». Так, для ребёнка слово «рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, например, рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее одну точку опоры и две точки приложения силы. Научное понятие соотносится с предметом «в сложном движении перехода через систему опосредствующих отношений, т.е. необходимо предполагает наличие развёрнутого дискурсивного процесса, в к-ром раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется «переливание» понятия в др. понятия» (А.Н. Леонтьев). Этот подход согласуется с мыслью Ж. Пиаже: самое решающее отличие спонтанных понятий от неспонтанных - в данности первых вне системы.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 221.