Административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 1) в широком смысле - деятельность по применению административно-правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

2) В узком смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность государственных органов по разрешению административно-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами) спора, а также по применению мер административного принуждения.

Задача советского административного процесса - обеспечение социалистическую законности в государственном управлении, охрана прав и законных интересов советских граждан. Административно-процессуальные нормы определяют порядок приёма и рассмотрения жалоб на действия государственных органов и их должностных лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение административных проступков, применения мер административного воздействия (личное задержание, санитарные, административно-технические, административно-медицинские и другие меры). Участниками административного процесса могут быть граждане, общественные организации, государственные органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса имеет определённые законодательством процессуальные права и обязанности. Например, гражданин имеет право требовать рассмотрения его жалобы в установленный законом срок и в компетентном органе, давать личные объяснения по существу дела, требовать вызова свидетелей и т. д. Общественным организациям предоставлено право возбуждения дел об административных нарушениях, участия в рассмотрении и разрешении жалоб, в деятельности административных комиссий и других органов, полномочных применять меры административного принуждения, и т. п.

Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на следующие стадии:

Возбуждение административного дела по инициативе государственных органов, общественных организации или граждан, а затем направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависят от характера и содержания дела (например, жалобы на незаконное наложение административных штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа).

Рассмотрение и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия административного процесса. Законодательство (например, Положение об административных комиссиях) чётко определяет порядок производства по административным делам. Некоторые дела, возникающие из административно-правовых отношений, законом отнесены к компетенции народных судов (жалобы на неправильность в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.).

Исполнение решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение, либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения и т. д.). По некоторым категориям дел предусмотрены ограничительные сроки исполнения принятых решений (например, постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит).

На всех стадиях административного процесса должны соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки. Сторонам административного процесса предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дела, а в случае необходимости - истребования дополнительных материалов, вызова свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом порядке и в надлежащей форме.

Решения, принятые в порядке административного процесса, могут быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а в случаях, установленных законом, - в суд, или опротестованы прокурором в порядке общего надзора.

Развитие и совершенствование административного процесса в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией государственного аппарата: повышается роль законодательного регулирования административного процесса, всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и другие демократические формы деятельности государственных органов, решающих административные дела, расширяется участие общественности на всех стадиях административного процесса, совершенствуются административно-процессуальные гарантии прав советских граждан.

Н. Г. Салищева.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Литература:

Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Tags: