Административная юстиция

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или другие государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственного управления и выносят обязывающие эти органы решения. В некоторых буржуазных государствах функции административной юстиции осуществляют либо общие суды (США, Англия и др.), либо специальные административные суды (Франция, Швейцария, ФРГ и др.). Во Франции, например, имеется система административных судов - административные трибуналы, а высшим органом административной юстиции является Государственный совет Франции, возглавляемый министром юстиции; административные трибуналы рассматривают дела о превышении органами управления их компетенции, о нарушении установленных для них форм деятельности, о превышении власти должностными лицами, а также жалобы чиновников в связи с их перемещением по службе, увольнением и др.

Представители буржуазной теории административной юстиции, провозглашая формальную независимость органов административной юстиции от органов управления в качестве важнейшей гарантии прав и интересов граждан, особо подчёркивают «объективность» решения административных дел и обеспечение законности при помощи административной юстиции. Однако, поскольку объективность и независимость органов буржуазной административной юстиции является лишь юридической фикцией, органы административной юстиции всегда в конечном счёте защищают классовые интересы господствующего класса, как и все иные органы буржуазного государства.

В социалистических странах нет обособленной системы специальных органов административной юстиции, однако некоторые наиболее целесообразные институты и формы административной юстиции, имея новое классовое содержание, иные цели и задачи, успешно применяются в условиях социалистических государств. Так, многие дела по жалобам на органы государственного управления разрешаются народными судами, которые в установленном законом порядке обязаны рассматривать дела, возникающие из административно-правовых отношений. Например, в СССР народные суды рассматривают жалобы на незаконное наложение административных штрафов, на противоправные действия нотариальных органов, на некоторые решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и на действия других органов управления. В Польше наряду с судами, которые рассматривают жалобы на некоторые административные акты, действуют также специальные суды социального обеспечения, призванные рассматривать жалобы на действия органов управления в области социального обеспечения.

В СССР после принятия Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1958), Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1958), Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1961) и на их основе - новых кодексов союзных республик, существенно расширена компетенция народных судов по рассмотрению дел, вытекающих из административно-правовых отношений; в ГПК союзных республик включены специальные главы о порядке судопроизводства по этим делам. Осуществление судебного контроля за деятельностью органов управления - одна из важнейших гарантий субъективных прав сов. граждан, один из способов дальнейшего укрепления социалистической законности.

Н. Г. Салищева.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Tags: