Европоцентризм как историческое явление

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ. Зарождение европоцентризма отразило длительный конфликт и бинарное, этноцентричное противостояние европейской цивилизации древнему и средневековому Востоку. В романтической историографии XIX века сложился миф о том, что Е. как историческое явление начал формироваться еще в период греко-персидских войн. В соответствии с этими представлениями, сочинения древнегреческих авторов (Аристотель, Платон) отразили формирование стереотипных представлений о «варварском», деспотическом, статичном Востоке, для которого характерно поголовное рабство населения и метафизический характер культуры. В противовес этому греки, а затем римляне отождествлялись с такими качествами как рациональность, прямота, индивидуализм, стремление к свободе. Эта гипотеза в настоящее время оспаривается в ряде исследований (С. Амин, М. Бернал, С. Кара- Мурза) - в частности, отмечается, что древние греки не проводили радикального отделения от культурного ареала древнего Востока; что комплементарный потенциал и взаимопроникновение обеих цивилизаций ярко выразился в эллинизме, в раннем христианстве; что европейский Запад сам по себе не является единственным наследником и продолжателем античной цивилизации.

Острое противопоставление Востока и Запада продолжилось в средние века в форме военно-религиозного противостояния христианства и ислама. В эпоху арабских халифатов ислам сформировал альтернативную экуменическую перспективу. Мусульманская угроза способствовала трансформации раздробленной семьи романо-германских народов в христианскую Европу, в территориально- культурную целостность, противопоставляющую себя исламскому миру. Эпоха крестовых походов, а затем трехсотлетний период османской экспансии закрепили стереотипы военно-идеологического противостояния цивилизаций. При этом, на фоне преимущественно конфликтных взаимодействий, между Европой и азиатским миром шли существенные процессы культурной диффузии и обмена.

В эпоху Великих географических открытий представления европейцев об окружающем мире существенно расширились, начались прямые контакты с цивилизациями Африки, Центральной и Южной Америки, Ирана, Индии, Китая, Японии, тихоокеанского региона. Перейдя к широкой колониальной экспансии, активно модернизирующаяся Европа с ее ощущением цивилизационного превосходства соответственно квалифицировала весь неевропейский мир как отсталый, застойный и нецивилизованный. В общественном мнении эпохи Просвещения постепенно сформировался европоцентристский взгляд на мир, в котором динамичная, творческая, свободная Европа выполняет по отношению к архаичному, стагнирующему и порабощенному Востоку миссионерскую, цивилизаторскую миссию. В этот исторический период европоцентризм окончательно формируется как политическая идеология, легитимирующая практику вмешательства западных стран в жизнь неевропейских сообществ.

В период колониализма Е. отразился в идеологии расового превосходства. В теоретических аспектах он лег в основу разнообразных теорий и концепций вестернизации. Идейная и практическая ориентация на европейские эталоны развития представлялись коренными условиями успешной модернизации. В то же время в XIX веке благодаря фундаментальным прорывам в изучении истории и культуры стран и народов Азии, Африки, Америки в европоцентризме произошли существенные интеллектуальные изменения. Возникла идея исторической эстафеты и преемственности европейской цивилизации от восточных цивилизаций, за ними признавалась важная роль в развитии человечества, особая эволюционная ступень, выдающиеся достижения, отличный от западного, но значительный культурный потенциал. В научной и общественно-политической мысли на рубеже XIX-XX веков развилась мысль о возможности будущей конвергенции разных регионов мира, о принципиальной близости и однородности культурных, экономических, классовых процессов в современном капитали-стическом мире. При этом историческому и политическому опыту Европы по-прежнему отводилась ведущая роль. В конечном итоге, представления о необходимости преодоления европоцентризма сформировались внутри европейской научной, интеллектуальной традиции (О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби).

В новейшее время европоцентризм помогал обосновывать противодействие метрополий национально-освободительному движению в колониях, якобы из-за незрелости и неспособности к самоуправлению и независимости; В постколониальный период эта идеология препятствует духовной деколонизации развивающихся стран, становится идейной основой информационной экспансии, способствует навязыванию им западных культурных стандартов и моделей развития.

Как отмечает Ю. Л. Говоров, европоцентризм в своей динамике отразил не только негативные тенденции, связанные с конфликтом цивилизаций и экспансионизмом, но также выполнил ряд полезных исторических и социокультурных функций. Он был закономерным этапом становления и развития европейской и - опосредованно - мировой культуры. Особенности европейского менталитета и образа действия привели к тому, что многие достижения материальной и духовной культуры мировых цивилизаций были объектно изучены и осмыслены в категориях и методах научного познания, рационализма. В рамках европоцентризма сформировалась идея о единстве всемирно-исторического процесса, ваимосвязанности всех процессов в глобальном масштабе. Европейцы в своем «центризме» проявили невиданный до них интерес к другим народам и культурам, открыли и воссоздали историю Востока и других регионов, создали специфические отрасли исторического знания (антропология, культурология, ориенталистика, африканистика, американистика).

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 102-104.